Рабочий План Счетов Бюджет 2022

Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август

  • 204 3Т «Участие в договоре простого товарищества»;
  • 205 2Т «Расчеты по доходам от деятельности простого товарищества»;
  • 205 8Т «Расчеты по прочим доходам от деятельности простого товарищества»;
  • 208 9Т «Расчеты с подотчетными лицами по возмещению расходов (убытков) от деятельности простого товарищества»;
  • 210 Т5 «Расчеты с товарищами по доходам по договору простого товарищества»;
  • 215 3Т «Вложения по договору простого товарищества»;
  • 302 9Т «Расчеты по покрытию расходов (убытков) по договору простого товарищества»;
  • 304 Т6 «Расчеты по вкладам товарищей по договору простого товарищества».

5. С 2022 года планируется, что расходы на демонтаж, ликвидацию, утилизацию, транспортировку, сортировку основных средств или другого имущества не будут входить в первоначальную стоимость материалов, которые остаются после этого у учреждения. Их нужно будет списывать на текущие расходы.

  • ГРБС, РБС, ПБС и их подведомственными учреждениями;
  • ГРБС, РБС и ПБС одного уровня бюджета;
  • ГРБС, РБС и ПБС разных уровней бюджета;
  • головными учреждениями и их обособленными структурными подразделениями (филиалами);
  • обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения по поступлению и выбытию активов и обязательств между ними.
  • в графе 6 показывают сумму изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, которые выявили в отчетном периоде (счета (304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29);
  • в графе 10 — сумму изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, которые выявили по результатам контрольных мероприятий (счета 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27).
  • 110 00 «Затраты на биотрансформацию»;
  • 110 60 «Себестоимость биотрансформации»;
  • 110 70 «Накладные расходы биотрансформации»;
  • 113 00 «Биологические активы»;
  • 113 20 «Биологические активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 113 30 «Биологические активы — иное движимое имущество учреждения».

Субъекты малого бизнеса, которые ведут упрощенный учет, могут сократить количество счетов в рабочем плане. Рекомендации по разработке рабочего плана счетов для СМП, утверждены Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н. Они не обязательны к применению, но подсказывают, как можно обобщать информацию и несколько упрощать учет. Малому бизнесу предлагают:

Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.

В плане счетов есть основные счета и субсчета к ним, которые помогают уточнить суть отраженной операции. В рабочий план включайте только те счета, которые будете использовать на практике. Если вы хотите добавить в рабочий план счет, который не предусмотрен приказом Минфина, его нужно предварительно согласовать с Министерством. Выбрать виды субсчетов и глубину аналитики можно самостоятельно.

Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:

  • Вести учет производственных запасов на счете 10 «Материалы» и не использовать счета 07, 11, 15 и 16.
  • Вести учет затрат по производству и продаже на счете 20 «Основное производство» и не пользоваться счетами 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44.
  • Вести учет готовой продукции и товаров на счете 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45.
  • Вести учет дебиторской и кредиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79.
  • Вести учет денежных средств в банке на счете 51 «Расчетные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57.
  • Вести учет капитала на счете 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 81, 82, 83.
  • Учитывать финансовые результаты на счете 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91, 99.

Бюджетный план счетов

Бюджетники — это организации госсектора: государственные и муниципальные учреждения, органы власти, внебюджетные фонды. А государственные и муниципальные учреждения подразделяют на автономные, бюджетные и казенные (п. 2 ст. 9.1 7-ФЗ от 12.01.1996). Бухучет таких субъектов ведется в рамках государственной учетной политики. Все действия подчинены строгому порядку и подведомственной иерархии.

Регламентирует бюджетный бухучет инструкция, утвержденная приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. В инструкции № 157н приведены правила бухучета, на которых базируется формирование учетной политики для всех организаций государственного сектора и органов государственной власти. Кроме того, инструкция № 157н закрепляет единый план счетов (единый ПСБУ).

  1. Нефинансовые активы — основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, товары и готовая продукция, амортизация, наценка, вложения в НФА, НФА в пути, НФА имущества казны, расходы.
  2. Финансовые активы — денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность, вложения в финансовые активы.
  3. Обязательства — кредиторская задолженность, расчеты по принятым обязательствам, по платежам в бюджет.
  4. Финансовый результат — финансовый результат экономического субъекта, расчеты по кассовым операциям.
  5. Санкционирование расходов — лимиты бюджетных обязательств, обязательства и ассигнования, сметные назначения, права на принятые обязательства, утвержденный объем финансового обеспечения, полученное финансовое обеспечение.
  • ответственность за ведение бухучета несет руководитель;
  • учреждение разрабатывает учетную политику самостоятельно, но на основании регламентирующего норматива;
  • события финансово-хозяйственной деятельности регистрируют в первичных документах и отражают в бухучете;
  • активы надлежит периодически пересчитывать;
  • учет ведется в рублях;
  • в бухгалтерских регистрах отражается только достоверная информация;
  • в учреждении функционирует система внутреннего контроля.
  • имущество, полученное в пользование, и матценности на хранении;
  • бланки строгой отчетности, награды, призы и кубки, неоплаченные путевки;
  • государственные и муниципальные гарантии;
  • основные средства в эксплуатации;
  • периодические издания для пользования и другие.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2022 года

Выделенные в таблице балансовые счета должны быть детализированы не только на уровне субсчетов, но и пообъектно. Например, счет 01 (основные средства) должен содержать информацию о тех объектах, которые находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде. Это можно реализовать на уровне субсчетов. Но при этом еще должна быть аналитика и по инвентарным объектам.

Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. С 2022 года станет обязательным к применению ФСБУ 27/2022 «Документы и документооборот». Подготовить график документооборота вам поможет «КонсультантПлюс». Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по новому ФСБУ 27/2022, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Рекомендуем прочесть:  Как удерживается с пенсии задолженность за воду приставами?

Для учета бланков строгой отчетности используют забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет на забалансовом счете 006 должен обеспечить формирование информации по видам бланков и местам их хранения. При этом установлено, что бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 в условной оценке. Порядок условной оценки, по которой будут учитываться бланки, целесообразно закрепить в учетной политике.

Материалы, принятые от заказчика для последующей переработки и не подлежащие оплате, организации-изготовители отражают на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Аналитический учет по забалансовому счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения по ценам, предусмотренным в договорах.

Если посмотреть на таблицы с классификациями, то можно увидеть, что счета, которые идут вторыми в паре, представлены в плане счетов только в синтетическом виде, хотя в инструкции по применению есть требования к детализации. У этих счетов должны быть такие субсчета, которые позволят дополнить первые счета в паре. Например, если счет 01 детализирован в соответствии с требованиями инструкции, а счет 02 ведется только по инвентарным номерам, то для того, чтобы получить остаточную стоимость по какой-нибудь группе, придется очень потрудиться. А вот если к счету 02 открыть субсчета по аналогии со счетом 01, то необходимую информацию можно получить в любой момент.

План счетов бухгалтерского учета 2022 года с субсчетами скачать и распечатать

Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью.

На счете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.

В случае использования организацией счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию — до или после получения расчетных документов поставщика.

По дебету счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» учитывается стоимость оплаченных заказчиком законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке, в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи». Суммы поступивших от заказчиков средств
в оплату законченных и принятых этапов отражаются по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Учетная политика на 2022 год

В соответствии с новым Стандартом Минфин вправе принимать решение о составлении отчетности с учетом инфляции. Данное решение как правило может приниматься, если фактический индекс роста потребительских цен существенно отличается от планового, используемого при формировании бюджета. Пересчету подлежат показатели:

Стандарт устанавливает правила раскрытия сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный стандарт применяется для оценки деятельности группы госучреждений, объединенных по определенному признаку. Выбранные субъекты объединяются в сегменты. Например, автономные и бюджетные учреждения, получающие субсидии из федерального бюджета.

В методических рекомендациях Минфина РФ по переходу на применение в 2022 г. организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов (письмо Минфина РФ от 1 декабря 2022 г. № 02-07-07/98091) приводятся различные примеры заполнения электронных первичных документов, среди которых «Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств» (ф. 0510433), «Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование» (ф. 0510434), «Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам» (ф. 0510436) и другие.

С вступлением данного Стандарта учетной политикой может быть утверждено применение форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установленных приказом № 61н. В 2022 году учреждения, не применяющие электронный документооборот, вправе применять новые электронные формы на бумажном носителе.

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

Рекомендуем прочесть:  Сколько Семей В Тюменском Районе В 2022 Году Получили Сертификат По Молодой Семье

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

В связи с установленным СГС жестким порядком внесения изменений, в приложениях не стоит указывать поименный состав постоянно действующих комиссий, перечни сотрудников, имеющих право получать деньги в подотчет, подписывать первичные документы или заключать договоры о полной материальной ответственности и пр. Удалить сотрудника из списка или добавить нового будет сложно.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

12 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» предусмотрена обязанность бюджетных учреждений вносить поправки в учетную политику в связи с изменением законов РФ и других правовых актов, регламентирующих ведение бухучета и представление отчетности. Делать это следует на начало года или на дату вступления в силу новых требований. При формировании или корректировке учетной политики бюджетного учреждения на 2022 год следует учесть:

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;

    Имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется по дебету счетов учета имущества (51 «Расчетные счета», 01 «Основные средства», 41 «Товары» и др.) и кредиту счета 80 «Вклады товарищей». При возврате имущества товарищам при прекращении договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

    При списании в установленном порядке расходов на научно-исследовательские,
    опытно-конструкторские и технологические работы, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, на расходы по обычным видам деятельности кредитуется счет 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.).

    На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    По кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражаются суммы недостач ценностей, выявленных за прошлые отчетные периоды (до отчетного года), признанных виновными лицами, или суммы, присужденные к взысканию по ним судом. Одновременно на эти суммы кредитуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»).

    По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 90 «Продажи» и др.

    Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры

    По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

    Менять учетную политику в середине отчетного или налогового периода не возбраняется. Но для это нужны существенные основания. Их два. Первое — появление новых операций или нового вида деятельности. Второе — поправки в законодательстве о налогах и сборах, либо в федеральных или отраслевых стандартах. Для целей БУ есть дополнительное основание — разработка или выбор более эффективного способа ведения бухучета.

    Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов. Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.

    Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана (см. «План счетов бухгалтерского учета в 2022 году»).

    • в БУ компании (кроме малых предприятий) обязаны создавать резервы по предстоящим отпускам. Для этого надо, в числе прочего, вычислить стартовую величину резерва. Методика расчета нормативами не установлена. Организация может определить стартовое значение для каждого работника, либо для подразделения в целом (см. « Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете »).

    Учетная политика бюджетного учреждения на 2022 год образец бюджетникам с новыми стандартами

    Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

    Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.

    Второе понятие, которое вводится в отчетность, это оправдательный документ. Он не содержит реквизитов для оформления хозоперации. Оправдательный документ не оформляет события, но является основанием для их оформления. Информацию об оправдательном документе следует вносить в ПУД в 2022 году.

    Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2022 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.

    Разрешается принимать один или несколько нормативных актов, например, отдельно для бухгалтерского и налогового учета. В письме Минфина от 31.08.2022 года № 02-06-07/62480 говорится о том, что учреждение должно руководствоваться сложившейся практикой делопроизводства.

    План счетов бухгалтерского учета в 2022 году

    План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

    Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н . Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2022 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).

    В 2022 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

    СПРАВКА. Отказаться от метода двойной записи могут микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухучета и могут сдавать упрощенную отчетность. Об этом говорится в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

    Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

    1. Утвердить Рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый для ведения бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых территориальные органы Федерального казначейства, Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» осуществляют полномочия, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. N 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» (далее — Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

    Рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый для ведения бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых территориальные органы Федерального казначейства, Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» осуществляют полномочия, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2022 г. N 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений»

    Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бухгалтерского учета. Ключевые аспекты закреплены в инструкции по бухучету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Единый план счетов бюджетного учета 2022 года применяется по типам учреждений:

    1. Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании вправе вести БУ по упрощенной схеме.
    2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
    3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Эту информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
    4. Все факты жизнедеятельности субъекта подтверждаются соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
    5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
    6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.

    Следовательно, каждому типу учреждений присущи индивидуальные особенности ведения бухгалтерского учета и отражения хозопераций бухгалтерскими проводками. Организации формируют рабочий план счетов на основании единого плана по нормативному приказу Минфина. Рассмотрим особенности каждого типа ЕПСБУ отдельно.

    1. Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
    2. Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
    3. Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
    4. Финансовые результаты. В этом разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
    5. Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам, договорам и аналогичной информации.
    6. Забалансовые счета. Их используют для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.

    Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

    Не могу ни обратить внимание на один нюанс, касающийся изменений активов и обязательств учреждений бюджетной сферы. Дело в том, что при движении одного и того же вида активов или обязательств в бухгалтерском учете бюджетников используются разные счета, т.е. при увеличении субъекта бухучета запись делается по Дебету одного счета, а при его уменьшении, соответственно, по Кредиту другого .