Решение Суда Тольятти О Пенсиях Инвалидов Чернобыльцев

Решение Суда Тольятти О Пенсиях Инвалидов Чернобыльцев

Таким образом, с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на ее основании решается вопрос об установлении членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, находившимся на их иждивении, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

3.1. Часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяет ряд предусмотренных частью первой той же статьи мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 25 декабря 2022 года был установлен юридический факт нахождения В.Н. Фоминой на иждивении умершего супруга, что послужило основанием для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4084 руб. 57 коп.; в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал при жизни ее супруг, В.Н. Фоминой было отказано.

Приведенные законоположения в их взаимосвязи толкуются правоприменительными органами как наделяющие правом на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров только тех членов семей умерших граждан из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которые получали данную выплату при жизни кормильца. Подобный подход нашел отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2022 года № 5-КГ15-125, которым были отменены вынесенные нижестоящими судами решения об удовлетворении исковых требований вдовы инвалида-чернобыльца об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и принято решение об отказе в иске. Данное дело включено в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 за 2022 год, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2022 года. Тем самым выраженная в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации правовая позиция приобрела характер ориентира для нижестоящих судов при рассмотрении дел той же категории.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2022 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский, представляющий интересы заявителя, рассказал, что после обращения в КС аппарат суда запросил отзывы ВС, ПФР и бюро медико-социальной экспертизы, после чего бюро исправило формулировку инвалидности на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». «Несмотря на то что согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а дает право либо на получение пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, ему была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой», – подчеркнул адвокат.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, оставленным без изменения Санкт-Петербургским городским судом, Алексею Подвязникову было отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению ПФР о назначении второй пенсии. Суды исходили из того, что согласно подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Подвязников же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий. Суды не согласились с доводом истца о том, что п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, распространяет льготу в виде права на одновременное получение двух пенсий (по инвалидности и страховой пенсии по старости), предоставленную подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на военнообязанных, призванных на специальные и поверочные сборы, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

«Мы добились главного: КС в последнем разделе прямо прописал формулировку основания установления инвалидности, которая дает право чернобыльцам на вторую пенсию (замечу, что это не та формулировка, которую требовал первоначально ПФР и которую за ним поддержали суды общей юрисдикции), и теперь другие ветераны Чернобыля могут требовать изменения формулировки на указанную в определении и принятия ее Пенсионным фондом как основания для получения второй пенсии», – указал Владислав Лапинский. Кроме того, заметил он, ПФР и судья ВС РФ посчитали, что на вторую пенсию можно претендовать только с 65 лет, но КС указал – 55 лет.

Алексей Подвязников в августе 1986 г. был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября того же года, исполняя обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Мужчина имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., а также удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС; ставшего инвалидом.

Конституционный Суд обратил внимание, что аналогичной позиции придерживается и Пленум ВС, который в п. 15 Постановления от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» прямо указал, что п. 2 ст. 29 Закона инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы – только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона о государственных пенсиях (ст. 5 и 41), а после этой даты – только на основании п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, который в действовавшей на тот момент редакции предусматривал, что таким лицам может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 данного закона, и трудовая пенсия по старости.

Рекомендуем прочесть:  Что Можно Получить За Третьего Ребенка В 2022 Году В Новосибирске

1. Признать пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные нормы в их взаимосвязи — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Заявитель утверждает, что оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 2, 10, 11 (часть 1), 15 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 42, 45, 46 (часть 1), 53, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они допускают возможность снижения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, признанным инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, которым при очередном переосвидетельствовании было отказано в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.

При этом ограничение сохраняемых за такими лицами сумм возмещения вреда максимальным размером 10 000 руб., предусмотренное частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, было признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, которые предполагают стабильность длящихся конституционно-правовых отношений и недопустимость понижения ранее установленного объема возмещения вреда, а следовательно, запрет умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также принимая во внимание равенство ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, в данном случае ориентирующее значение было придано уровню возмещения вреда, предусмотренному законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 3.1 — 3.3 мотивировочной части, пункты 1 и 3 резолютивной части Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П).

Установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования не исключает возможности его проведения в связи с изменением состояния здоровья гражданина по его личному заявлению либо по направлению медицинской организации (пункты 13 и 39 Правил признания лица инвалидом). В случае установления инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы без указания срока переосвидетельствования гражданин пожизненно сохраняет за собой соответствующий статус, включая право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью.

В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 8 статьи 3) была изложена в новой редакции статья 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в которой право инвалидов-чернобыльцев на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размерах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности, было закреплено в пункте 15 ее части первой. Нумерация пунктов части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» названным Федеральным законом была скорректирована также в части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержание которой не претерпело изменений.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.

Пенсии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- законы № 1244-1, №166-ФЗ, №400-ФЗ).

Мужчине не удалось оспорить это решение – суды вышестоящих инстанций указали, что действующее правовое регулирование не предусматривает изменение размера возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности. Кроме того, граждане, которые были признаны инвалидами до 15 февраля 2001 года, не могут сами выбирать способ определения размера выплат.

В 2013 году во время очередного освидетельствования мужчину признали инвалидом III группы, но определять степень утраты трудоспособности не стали. Этим воспользовался орган социальной защиты, который выплачивал Сизову компенсацию, – он обратился в суд с тем, чтобы уменьшить размер выплат. И добился своего – если раньше Сизов получал порядка 15 000 руб., а размер выплаты определялся из среднего заработка с учетом степени утраты трудоспособности, то суд назначил ему компенсацию в размере 2949 руб.

В 1987 году Сизов был «ликвидатором», а уже после распада СССР, в 1997 году, его признали инвалидом III группы с потерей 60% трудоспособности. В 1998 году состояние здоровья мужчины ухудшилось, и его признали инвалидом уже II группы с потерей 90% трудоспособности. Это подтвердили переосвидетельствования в 2003 и 2008 годах.

Рекомендуем прочесть:  Максимальный доход для вычета на ребенка в 2022 году

Тогда Сизов обратился с жалобой в Конституционный суд, который указал: действующее законодательство не предполагает возможности уменьшения компенсаций независимо от результатов последующего переосвидетельствования. Это также касается чернобыльцев, которым была установлена более низкая группа инвалидности.

Вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в судебной практике*

В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Постановлением Пленума ВС РФ от 11.05.07 № 23 (далее – Постановление от 11.05.07 № 23), а также постановлением Пленума ВС РФ от 05.04.05 № 7 (далее – Постановление от 05.04.05 № 7) внесены изменения и дополнения в Постановление от 14.12.00 № 35. Кроме того, был принят ряд других документов, имеющих значение для судебной практики, связанной с определением размера возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам и с его индексацией.

Следовательно, граждане – инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

В пункте 13 Постановления от 14.12.00 № 35 обращается внимание на следующее. В соответствии с общим принципом применения судами норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, суммы возмещения вреда подлежат увеличению на индексы, предусмотренные Постановлением ВС РФ от 24.12.92 № 4214–1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». Несмотря на признание этих Правил утратившими силу, норма о том, что во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в период с 1 января 1991 г. по 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в абз. 1 п. 2 названного Постановления ВС РФ, должны увеличиваться соответственно в 6 раз либо в 3 раза, независимо от времени предъявления иска, продолжает действовать.

Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т. е. при наличии формулировки инвалидности «военная травма», то на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС, данные льготы не распространяются.

Денежные компенсации и иные выплаты гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

Назначение пенсии лицу подвергшемуся радиации на Чернобыльской АЭС

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244- 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1) и другими федеральными законами.

Представитель ответчика по доверенности М*** К.И. в судебное заседание явился, ранее представив письменные возражения (л.д.22-23) с заявленными требованиями не согласился, настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований, пояснив, что применение ст.35 ФЗ № 1244-1 не представляется возможным, поскольку в удостоверении истца указано, что она добровольно выехала с территории отселения, следовательно данная зона применяется, как территория зоны проживания с правом на отселение.

В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 — 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При наличии права на пенсию, каждому гражданину может быть назначена пенсия соответствующего вида по его заявлению, при этом, реализация такого права зависит от волеизъявления обладателя этого права. В случае же, если гражданин в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с иной даты, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Решение Суда Тольятти О Пенсиях Инвалидов Чернобыльцев

О. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о назначении ему трудовой пенсии по старости одновременно с выплатой пенсии по инвалидности, ссылаясь на то, что он является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы и связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Получая пенсию по инвалидности и достигнув в 2005 году возраста 50 лет, дающего право на одновременное получение пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, он обратился к ответчику с письмом о разъяснении наличия у него права на установление двух пенсий, но получил отрицательный ответ, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском. Просил суд обязать ответчика назначить и выплачивать трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение, то есть с 9 августа 2005 года.

по надзорной жалобе Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 6 августа 2007 года, которым исковые требования О. удовлетворены частично, определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19 сентября 2007 года, которым указанное решение суда оставлено без изменения.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 августа 2007 года исковые требования удовлетворены частично. Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области обязано назначить О. трудовую пенсию по старости с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

ПФР отказывает назначать пенсию по старости инвалиду в следствие ЧАЭС

Здравствуйте! Уже и не знаю к кому обратиться. Проконсультируйте пожалуйста в одном вопросе. Я инвалид в следствие ликвидации аварии на ЧАЭС 1986-1987г., получаю пенсию по инвалидности (буквально недавно добился через суд), по достижении мной 50 летнего возраста, я ведь имею право на пенсию по старости? Заходил сегодня в ПФР, тамошние работники говорят : «Нет вам никакой пенсии по старости, т.к вас отправляло предприятие на ликвидацию аварии, а право на выход на пенсию в 50, мол имеют те, кто призывался от военкомата».

Рекомендуем прочесть:  Налог при сдаче квартиры в аренду 2022 на 11 месяцев

ч. 3 ст.13. Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений

выход на пенсию по старости с уменьшением возраста, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения (ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 02.07.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)

С учетом этого указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы – только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ от 20.11.90 № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 5 и 41), а после этой даты – только на основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 2 (с применением пп. 3 и 5) ст. 15 этого Закона.

Из пункта 7 вышеназванного Разъяснения следует: если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в т. ч. в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».

В пункте 16 Постановления от 14.12.00 № 35 обращено внимание на то, что при отсутствии спора о праве на получение назначенных сумм возмещения вреда суд вправе проиндексировать эти суммы на индексы роста потребительских цен, предоставляемые органами статистики. Задержка выплаты сумм возмещения вреда причиняет пострадавшему имущественный вред, поскольку в результате инфляции покупательная способность назначенных, но невыплаченных сумм снижается. В этой связи механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных получателю.

Исходя из п. 1 ст. 28 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ начиная с 6 января 2000 г. подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то что вред здоровью инвалидов был нанесен до вступления его в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении данного Закона в силу, не может быть ниже установленного ранее в соответствии с законодательством РФ о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.

В пункте 10 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 дано следующее разъяснение: согласно Правилам от 24.12.92, действовавшим до 6 января 2000 г., пострадавший – и только он – имел право выбора того периода работы, который должен браться для расчета среднего заработка при назначении выплат возмещения вреда, причиненного при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, – за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате (либо снижению) трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. Учитывая это, суд при разрешении спора был не вправе вопреки воле инвалида по требованию ответчика либо по своей инициативе исчислить средний месячный заработок за 12 месяцев перед установлением инвалидности.

Размер пенсии вдове участника аварии на ЧАЭС в России 2022 году

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

  • граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
  • лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
  • лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
  • доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
  • работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н. Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.

Чернобыльцы, получившие увечья в результате техногенной аварии, имеют право по своему желанию получать либо пенсию по старости либо по инвалидности. Когда инвалидность была получена при выполнении воинского долга, гражданину будут назначены обе пенсии одновременно.

  • для граждан, имеющих профессиональное заболевание, связанное с воздействием радиации либо получивших инвалидность, ликвидаторам, имеющим соответствующее удостоверение — 250% от размера рассчитанного пособия;
  • остальным категориям чернобыльцев — в двойном размере.

Граждане, пострадавшие от техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право претендовать на получение специального пенсионного обеспечения обратившись в ПФР в Тольятти. Помимо особых условий оформления, некоторые категории могут получать льготу в двойном размере.

  • для работавших в зоне отчуждения или получивших лучевую болезнь: 55 лет — для мужчин, 50 лет — для женщин. Пенсию можно получить, при наличии трудового стажа от 5 лет;
  • для инвалидов, имеющих минимум 5 лет подтверждённого стажа: 50 лет — для мужчин, 45 лет — для женщин.
  • заявление о выходе на пенсию;
  • паспорт заявителя;
  • удостоверение ликвидатора;
  • документы, указывающие на группу инвалидности;
  • документы, подтверждающие сроки нахождения, факт работы в зоне отчуждения;
  • другие документы, способные доказать законность оформления льготы.

Граждане, претендующие на социальное пособие умершего ликвидатора должны предоставить документы для доказательства своего родства с покойным.