Статисткиа Поэкономической Грамотности Детей-Сирот

Обучение финансовой грамотности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ «Достижения молодых», реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы. В конечном итоге общество придет к понимаю того, что базовые знания в области финансовой грамотности — это часть «джентльменского набора», которым должен обладать каждый, независимо от своего пола, образования, профессии, возраста и социального положения.

27 марта 2022 года на базе Архангельского института открытого образования проводился вебинар на тему: «Организация работы по апробации УМК по финансовой грамотности», который позволил объединить всех заинтересованных лиц в реализации данной программы на региональном уровне.

Проект программы поддержал губернатор Архангельской области Игорь Орлов, отметив при этом важность обучения финансовой грамотности не только людей среднего и старшего возраста, но и молодёжи (особенно воспитанников интернатных учреждений), которая в силу недостатка знаний и отсутствия опыта часто становится жертвой преступников. Теоретические познания, получаемые в классической форме уроков, не закрепляются на практике. Все это приводит к тому, что, выходя из детского дома, 18-летний подросток оказывается в информационном вакууме среди враждебной финансовой сферы и испытывает шок.

На основании распоряжения министерства образования и науки Архангельской области от 22.12.2014 № 1803 в перечень образовательных организаций, участвующих в апробации модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов по развитию финансовой грамотности обучающихся, включены:

Глава региона привёл пример: «Мы все знаем, как легко обманывают детей-сирот. Как только они покидают детский дом с паспортом в руках, этот документ становится инструментом их вовлечения в неподъёмные обязательства и «чёрные» финансовые схемы мошенников. Поэтому очень важно учить финансовой грамотности именно молодых людей».

Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Жизненный опыт накапливается при распоряжении полученными или заработанными деньгами. Купив конфету или игрушку, ребенок лишает себя чего-то другого, что он мог бы купить на эти деньги. Ребенок учится осознанию того, что цена одной вещи – это лишение себя чего-то другого, возможно более нужного или важного. С возрастом приходит понимание того, какие расходы являются более важными, необходимыми или даже обязательными.

Теоретические познания, получаемые в классической форме уроков, не закрепляются на практике. Все это приводит к тому, что, выходя из Центра помощи детям, 18-летний подросток оказывается в информационном вакууме среди враждебной финансовой сферы и испытывает шок.

Сегодняшний заказ российского общества ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь подросткам успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. В современной экономической системе отношений, умение принимать грамотные финансовые решения иногда оказываются одним из главных условий выживания. Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Цель и задачи данной работы: развитие финансовой грамотности у воспитанников учреждения, формирование разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Финансовая грамотность детей-сирот

Курсы для детей-сирот должны иметь простое и понятное содержание. У детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих опекунов, не было возможности ознакомится с самыми простыми принципами финансовой грамотности. Это связанно с тем, что дети с самого детства не были способны проконсультироваться с родителями и близкими о финансовой грамотности, опереться на их социальный и экономический опыт в этой сфере, ни разу не совершали покупки и не имели возможности ознакомится с финансовым рынком. Важно, чтобы воспитанники детских домов вошли во взрослую жизнь подготовленными.

Статья посвящена актуальной проблеме – социализации учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, указываются проблемы, примеры их решений и риски этого процесса. В статье исследуются вопросы формирования финансовой компетентности в процессе изучения воспитанниками детских домов и школ-интернатов курса “Финансовая грамотность”.

Кроме этого неплохим вариантом являются презентации по финансовой грамотности, которые можно скачать на сайте: https://fingram.rkomi.ru/pages/projects/60 . На сайте представлены темы и к каждой теме прикреплен файл, скачав который можно открыть презентацию. В презентации представлено краткое введение в тему и игры помогающие усвоить материал. Это послужит прекрасным дополнением, которое поможет понять преподавателям насколько хорошо дети-сироты усвоили материал.

Необходимость курса, направленного на формирования финансовой грамотности, связана с важностью формирования правильного понимания экономической действительности, тенденции экономического развития, необходимостью осознания основополагающих законов экономической жизни общества. Именно поэтому необходимо повышать финансовую грамотность воспитанников детских домов.

Включает в себя теорию и практику. В теории предусматриваются такие понятия, как финансовая грамотность, экономика. Обсуждается экономика и финансов грамотный человек. В практике должны присутствовать обсуждение-игра таких вопросов, как ‘Почему важно изучать финансовую грамотность’ и ‘Где ты встречаешься с экономикой’

Далее работа с выпускниками по формированию экономической грамотности продолжается в системе постинтернатного сопровождения, которая направлена на социальную адаптацию выпускников детских домов посредством полноценной интеграции в жизнь общества. С 2009 года на территории города Уфа реализуется Городская целевая программа по созданию и сопровождению замещающих семей «Замещающая семья столицы Башкортостана», одним из направлений которой является создание и развитие системы постинтернатной адаптации, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жильем.

Основной целью отдела постинтернатного сопровождения выпускников является создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, выпускников интернатных учреждений, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и профилактика социального сиротства. На данный момент отдел постинтернатного сопровождения, сопровождает 161 подопечного, из них: детский дом №1 75 человек; детский дом №9 86 человек; приемные 26 человек.

2. Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов.

Анализ опыта работы детских домов показал, что для формирования экономической грамотности основными формами являются: социальный магазин, созданный с целью формирования у воспитанников всех категорий (различных возрастов, интеллектуальных способностей, у девиантных детей) правильных представлений о товарно-денежных отношениях, умения накапливать средства, планировать и распределять их; помощь воспитанникам в распоряжении выделяемыми государством на личные расходы 200 руб. в месяц, так называемыми «карманными деньгами»; реализация авторских программ конкретных детских домов; участие в ярмарках школьных компаний.

Специалистами центра «Семья» делается все возможное для того, чтобы процесс адаптации детей-сирот к новым условиям жизни протекал менее болезненно. Социальные педагоги, психологи и юристы Центра консультируют выпускников по широкому кругу вопросов, оказывают помощь в решении бытовых и личных проблем, представляют личные и имущественные права своих подопечных в государственных, учреждениях и правовых органах, оказывают психологическую поддержку и помощь в преодолении трудностей адаптации к новым условиям жизни.

Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Пособие призвано помочь учителям в планировании и проведении занятий. В нём описана общая методика организации учебного процесса и предложены критерии оценки учебных достижений воспитанников и учащихся. По каждому модулю даны примеры заданий (с ответами): мини-задачи, кейсы, тесты, темы для написания эссе.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами.

Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

Глава 1

Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, формирования его личности в условиях семейного попечительства в России начата работа по созданию института приемной семьи.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Неутешительна и статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Каждый третий становится алкоголиком или наркоманом, 40 процентов – преступниками, десятая часть юношей и девушек кончают жизнь самоубийством. И только 10 процентам удается адаптироваться в обществе.

Сегодня приоритетными направлениями государственной политики являются становление альтернативных форм опеки, законодательные изменения, направленные на государственную поддержку семейных форм воспитания, новые возможности и риски, связанные с созданием и развитием института приемной семьи и детских домов семейного типа.

Результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности», подобного рода нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Рекомендуем прочесть:  Льготы ветеранам труда в красноярском крае в 2022 году

Ребёнок и экономика» Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).

Слайд 10. Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателей и родителей сделать ее инструментом для использования.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ- СИРОТ

3 ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: на основе теоретического изучения литературы уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования; на основе теоретического изучения литературы уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования; дать психолого-педагогическую характеристику детей, воспитывающихся в школе-интернате; дать психолого-педагогическую характеристику детей, воспитывающихся в школе-интернате; раскрыть некоторые формы работы по формированию социально психологической компетенции у воспитанников школы-интерната. раскрыть некоторые формы работы по формированию социально психологической компетенции у воспитанников школы-интерната. разработка программы «Все вместе» на выявление, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, установление коммуникативных межличностных отношений детей в группе, гармонизация образа «Я» ребенка; разработка программы «Все вместе» на выявление, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, установление коммуникативных межличностных отношений детей в группе, гармонизация образа «Я» ребенка; формирование и развитие навыков научно- исследовательской творческой работы; формирование и развитие навыков научно- исследовательской творческой работы; интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения образовательного процесса в школе интернате. интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения образовательного процесса в школе интернате.

13 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (КОММУНИКАТИВНАЯ) КОМПЕТЕНТНОСТЬ способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов). способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов). рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

10 УМЕНИЯ уметь извлекать пользу из опыта; уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь решать проблемы; уметь решать проблемы; получать информацию; получать информацию; уметь противостоять неуверенности и сложности; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение; занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, окружающей средой; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, окружающей средой; уметь сотрудничать и работать в группе; уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь договариваться; нести ответственность; нести ответственность; входить в коллектив и вносить свой вклад; входить в коллектив и вносить свой вклад; уметь организовать свою работу; уметь организовать свою работу; показывать стойкость перед трудностями; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения уметь находить новые решения

7 КОМПЕТЕНТНОСТЬ обладание обширными знаниями, позволяющими авторитетно судить о чем-либо, формулировать и высказывать собственное мнение обладание обширными знаниями, позволяющими авторитетно судить о чем-либо, формулировать и высказывать собственное мнение

12 СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (Т.Н. Антонова, Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова и др.); осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (Т.Н. Антонова, Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова и др.); восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова); восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова); формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова) формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова)

Особенностью содержания курса «Финансовая грамотность» является то, что оно имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную составляющую. Предметное содержание охватывает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, как выбрать подходящий тип договора с банком). Метапредметное содержание охватывает метапредметные умения, т. е. такие умения, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и класса подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение целей). Каждый модуль имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

В 9 классе обучаются в возрасте 14–16 лет, именно с этого времени с правовой точки зрения учащиеся обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формирующихся в этом возрасте. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью. Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Поэтому в перечне дидактических единиц, т. е. того, что осваивают учащиеся в каждом модуле, содержится перечень понятий и знаний, а также характеристика деятельности, осуществляемой на данных занятиях. Каждая тема имеет содержательно законченный вид. Темы изучаются отдельно. В тематическом плане они представлены в определённой последовательности. После изучения темы учащимся предлагается закрепить материал, задания для практических занятий представлены в дидактических материалах к учебнику.

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности школьников с ОВЗ, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарь экономических терминов”, который дети сделают сами.

Опыт работы показывает, что экономическое образование помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка. Основными задачами являются:

При изучении предмета обучающиеся осваивают различные типы деятельности: репродуктивную (работа с опорными таблицами, выполнение упражнений на закрепление учебного материала, решение типовых задач), коммуникативную (обсуждение хозяйственных вопросов, разбор конкретных жизненных ситуаций, дискуссии по спорным точкам зрения), поисковую (построение гипотез, поиск решения проблемных ситуаций, выполнение заданий исследовательского характера), творческую (выполнение индивидуальных или групповых проектных заданий с определением стоимости проекта), рефлексивную (анализ актуальной экономической информации, экономического поведения людей в различных обстоятельствах).

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида наиболее приемлем практический подход к экономическому образованию. Его сторонники (, , и др.) считают, что теоретическое содержание предмета и, как следствие, академический стиль обучения не способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, не обеспечивают достаточного уровня их мотивации к овладению материалом и его понимания. По их мнению, акцент в социально-экономической подготовке учащихся общеобразовательных школ следует делать на формирование конкретных знаний и навыков, необходимых в жизни. Однако в большинстве программ и учебников по предмету не уделяется достаточного внимания развитию социально-экономического опыта школьников.

Дети-сироты: типы сиротства, особенности социализации и социально-психологические последствия сиротства

Сирота – это ребёнок, у которого один или оба родителя умерли, пропали без вести, бросили и отказались от него. Воспитывать сироту могут оставшиеся члены семьи, а в их отсутствии сироту помещают в детский дом или в приёмную семью. Сиротой также обычно называют человека, который не имеет поддержки и помощи со стороны семьи и друзей, брошен ими.

  • спустя годы только 50% из них могли без проблем говорить о том, что произошло;
  • 18% не смогли подобрать слов;
  • 76% заявили, что потеря одного или обоих родителей привела к нарушению семейных отношений;
  • 63% заявили, что это имело негативные последствия для их эмоциональной жизни;
  • 52% отметили трудности в образовании и карьере.
Рекомендуем прочесть:  Список Заболеваний Для Получения Инвалидности 3 Группы В 2022 Году

Существует особенность социального становления отдельного ребёнка в детском доме. Его действия полностью дисциплинированы, что приводит к задержкам в развитии, ожирению, низкому уровню личной организованности. В то же время, в научно-педагогической литературе по социализации различаются уровни и факторы социализации, а также понятия «социализация» и «адаптация».

Готовя их к общественной жизни, взрослые должны сопровождать их. Этим занимаются, прежде всего, социальные педагоги, психологи, воспитатели и обычные учителя. Их задача состоит в оказании социально-педагогической помощи детям-сиротам, обучению их жизненным навыкам, сопровождению их даже в первые годы взрослой жизни.

Психосоциальные последствия, которые испытывает ребёнок в результате взросления без одного из родителей, оцениваются по-разному и также сильно зависят от других факторов. Конкретный эффект безотцовщины или материнства зависит от общей психологической устойчивости ребёнка и более широкого окружения фиксированных опорных лиц.

­ Во-вторых, в 14 лет детям выдаётся паспорт гражданина РФ, и у несовершеннолетних расширяется дееспособность: с 14 лет они, в частности, вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 Гражданского кодекса РФ. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов. Кроме того, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершённым ими сделкам, а также, в некоторых случаях, самостоятельную ответственность за причинённый ими вред.

7. расширение знаний об обязательном пенсионном страховании, понимание значения личного пенсионного накопления, влияния трудового стажа и официального трудового дохода на размер пенсионных выплат, формирование способности анализировать продукты пенсионного страхования и инвестирования;

Существенная часть занятий, по программе построены на методах игрового моделирования конкретных проблемных ситуаций, позволяющих справиться с имеющимися трудностями. Данные методы обучения финансовой грамотности не предполагают заучивание, слушание лекций или чтение специальной литературы, что делает их более привлекательными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того занятия, основанные на игровых методах, погружают воспитанников интернатных организаций в конкретную ситуацию, смоделированную в целях формирования навыков управления личными финансами, а также максимально активизируют позицию самих детей-сирот. Не маловажным является тот факт, что данный метод работы позволит сфокусировать внимание детей-сирот не на глобальных вопросах управления личными финансами, а на конкретной жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков рационального поведения в области управления личными финансами у воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их адаптация к условиям самостоятельного ответственного выбора посредством познавательно-развлекательного и обучающего комплекса занятий, построенных на принципах обучения и методе игрового моделирования конкретных проблемных ситуаций в области повышения финансовой грамотности.

3. приобретение знаний о сущности и видах кредитов для физических лиц, формирование навыков чтения и понимания условий кредитного договора, оценки стоимости кредита, способности анализировать личную кредитоспособность и последствия кредита для финансового благополучия;

Автореферат и диссертация по педагогике для написания научной статьи или работы на тему: Формирование социально-правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях

Экспериментально-исследовательский (2003—2008 гг.) — подбор диагностических методик; констатирующий эксперимент, изучение педагогического опыта; формирующий эксперимент на базе МОУ СОШ № 49 г. Волгограда, Урюпинской школы-интерната для детей-сирот, Руднянского и Серафимовичского детских домов; проверка положений исследовательской гипотезы, теоретических моделей и педагогических средств формирования социально-правовой компетентности.

Актуальность исследования. Современное динамично развивающееся общество предъявляет высокие требования к выпускникам образовательных учреждений, к их личностно-ценностным качествам, социально-правовым компетентностям, способности быстрого вхождения в социум (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Его идеалом выступает гармоничная, целостная личность, обладающая социально-правовым опытом, высокой правовой культурой, что детерминирует её способности принимать правомерные решения по обеспечению жизнедеятельности, прогнозировать при этом возможные правовые последствия своих действий. Современная школа успешно решает данную проблему. Однако значительная часть учащихся оказывается не готовой к жизни в социуме, не принимает его ценности и культуру. Это относится к детям-сиротам, находящимся в интернатных учреждениях. С каждым годом данная проблема становится острее. Ежегодно в России наблюдается рост социального сиротства, количества детей, оставшихся без попечения родителей. Это приводит к увеличению числа учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в Российской Федерации имеется 2740 учреждений, в которых содержится 270 тыс. детей, из них 1330 детских домов, 360 школ-интернатов, 250 домов ребенка, 800 приютов. Ежегодно приюты и реабилитационные центры принимают до 350 тыс. детей. Количество детей-сирот постоянно увеличивается. Ежегодно их прирост составляет в среднем 110 тыс. человек.

Как показывает данная таблица, количество представителей интуитивного уровня в экспериментальной группе снизилось с 73 до 17%, т.е. на 56%, в то время как в контрольной группе — с 68 до 14%. Из этого следует, что положительная динамика на интуитивном уровне в экспериментальной группе превосходит в 2 раза изменение в контрольной группе. Количество подростков с ориентационным уровнем в экспериментальной группе изменилось с 23 до 13%, т.е. уменьшилось на 13%, в то время как в контрольной группе аналогичный показатель увеличился с 21 до 52%, т.е. более чем в 2 раза. Число подростков с ориентационным уровнем в экспериментальной группе уменьшилось почти в 2 раза, в то время как в контрольной группе таких подростков стало в 2,5 раза больше. В начале эксперимента подростков с личностным уровнем в экспериментальной группе было 2%, в конце —■ 43%, т.е. произошло увеличение на 41%. В контрольной группе количество подростков с личностным уровнем гуманитарного развития изменилось с 11 до 44%, т.е. увеличилось на 33%. 27% подростков в экспериментальной группе и 11% в контрольной перешли на ценностный уровень. В начале эксперимента подростков с таким уровнем в контрольной и экспериментальной группах было по 2%, т.е. произошло увеличение в экспериментальной группе на 25%, а в контрольной — на 7%. Мы можем констатировать, что показатели изменений по результатам формирующего эксперимента в экспериментальной группе более значительны по сравнению с показателями в контрольной.

Организация образовательного процесса, направленного на формирование социально-правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста выявила особенность: организация учебного процесса, направленная на формирование социально-правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях, заключаются в совместной с педагогами деятельности детей-волонтёров, учащихся общеобразовательных учреждений, прошедших подготовку в «Детском правозащитном университете».

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые обоснована сущность социально-правовой компетентности, как целостного образования, интегрирующего личностные и социально-ценностные качества учащихся старших классов интернатного учреждения и обуславливает его высокую готовность и способность к естественной адаптации в социуме на основе саморазвития, взаимопонимания и взаимодействия с другими членами общества правовыми способами, конкретизированы условия, необходимые для успешной социально-правовой адаптации выпускника интернатного учреждения в новом для себя социуме.

^ На третьем этапе (2004 2007 гг.) опытно-экспериментальным путем были определены ключевые компоненты модели профессионализации и ресоциализации детей-сирот в условиях колледжа; разработаны концепция развития колледжа, перечень и содержание локальных актов по формированию организационно-педагогических механизмов управления им. Определялись ценностная и целевая направленность проектируемого комплекса и всей системы профессионального образования, воспитания, социализации и ресоциализации детей-сирот, обучающихся в колледже.

Проблематика становления и преобразования всей системы профессионального образования в России стала предметом изучения историков педагогики и профессионального образования в первую очередь. Наиболее ранние исследования этой области профессиональной педагогической деятельности принадлежат экономистам, социологам, ученым, сосредоточившим внимание на эффективности профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, повышении их общекультурного уровня (В.К. Делла-Вос, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский, И.А. Вышнеградский, С.Н. Кривенко, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.). С иных позиций анализировали профессиональное образование в России историки, культурологи, государственные деятели, педагоги (С.Д. Бабишин, В.С. Библер, С.Я. Батышев, А.А. Бобринский, М.Н. Громов, А.Я. Гуревич, В.О. Ключевский, Н.Н. Кузьмин, Б.А. Колчин, В.М. Массон, В.А. Мясников, М.Н. Покровский, С.М. Соловьев и др.). Главным в указанных исследованиях стало: установление взаимосвязей отечественного профессионального образования с уровнем социально-экономического развития России, состоянием ее промышленности, экономики, этнокультурными и историческими традициями; выявление и описание некоторых конкретных типов учреждений профессионального образования и особенностей подготовки в них в ту или иную историческую эпоху. При этом в большинстве работ начальное и среднее профессиональное образование не выделяется в особый предмет анализа, а характеризуется в рамках общего исторического процесса развития культуры, образования и производства в России.

весь процесс многолетнего научного исследования проходил в условиях реального профессионально-образовательного процесса с участием групп детей-сирот и продемонстрировал возможности эффективного преобразования деятельности учреждения, обеспечиваемые научно-теоретическим подходом;

^ На четвертом этапе (2008 2009 гг.) — организационного оформления — были определены и описаны в локальных актах системообразующие факторы, виды деятельности и службы, обеспечивающие реализацию на практике теоретической модели. Также была осуществлена экспериментальная проверка всей концепции профессионализации и ресоциализации детей-сирот в условиях колледжа, проведен обобщающий системный анализ на базе полученных экспериментальных данных, теоретические положения исследования апробированы в коллективах профессиональных колледжей и научно-педагогическом сообществе в целом.

В качестве участников экспериментальной работы на последних этапах были подключены учреждения начального и среднего профессионального образования из четырех регионов России и Приднестровской Молдавской Республики. Исследовательские мероприятия осуществлялись на базе учреждений профессионального образования г. Москвы (профессиональные колледжи №№ 23, 26, 21), других регионов РФ (Калининградская область, Республика Удмуртия, Белгородская область), г. Тирасполя. Особое внимание было уделено тому, чтобы инженерно-педагогические работники и учащиеся заняли в исследовательских мероприятиях активную субъектную позицию.

Меры по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-психологическая адаптация подразумевает связь личности и социальной сферы, что приводит к адекватным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Для того чтобы период адаптации прошел продуктивно, детей следует подготавливать, когда они выпускаются из детских домов. Нужна четко разработанная программа окультуризации и нравственного воспитания детей, которая поможет им в будущем применять полученные социальные навыки. Должны проводиться различные совместные культурные, развлекательные, научные мероприятия (например, с другими школами), а также совместное проведение праздников, выездных мероприятий. [3,с.42]

4. Программа «Россия без сирот» на 2013-2022 годы, задачами которой считаются: единое разрешение вопросов семейного неблагополучия и социального сиротства; усиление в общественном сознании значения семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Имеющаяся преподавательская концепция никак не формирует у ребенка способности преодоления сложных жизненных ситуаций, эмоциональной защищенности. У них просто появляются чувственные расстройства и девиантное поведение. У ребенка снижено мотивирование к учебе, существуют нарушения в эмоциональной области и нередко низкий умственный уровень развития. В детских домах воспитанники чувствуют себя защищенными, так как их обеспечивает государство, поэтому они не осознают значимости многих адаптационных проблем до тех пор, пока не начнут самостоятельную жизнь вне учреждения [3,с.40]. По этой причине, проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считается актуальной.

Помимо этого, реализуется проект «Финансовая грамотность для детей-сирот», задача которой — научить детей-сирот воспитанников интернатных учреждений умению распоряжаться денежными средствами. Проект разработан и прописан специально для выпускников интернатных учреждений Толкачевой Светланой Владимировной. Она знакомит с работой банковской системы в целом, возможностями банковских продуктов, учит вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться собственными денежными средствами. Уникальность и особенность проекта заключается в том, что занятия проходят непосредственно в помещении банка. Данная программа может реализовываться и для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день Фонд уже имеет опыт проведения мастер-классов по финансовой грамотности. [1,с.74-77]

Следовательно, их нужно психологически и социально адаптировать к реальной жизни. Исходя из этого, можно выделить несколько целей и задач:
1.адаптировать детей к реальной жизни
2.изучить комплекс мероприятий по адаптации детей
3.изучить статистику по уровню подгоотовленности детей к социальной жизни

Особенности социализации детей с особым статусом»

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе. Весьма часто жизненное обстоятельство, такое, как «сиротство», вызывает изменения в развитии ребенка, ведёт к перестройке жизненных ценностей, формирует ущербные взаимоотношения с самим собой, с окружающими людьми, с целым миром. Говоря другими словами – успешная социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течении всей жизни, следовательно успешного в различных сферах жизнедеятельности, в разных нестандартных ситуациях.

Рекомендуем прочесть:  Добровольно Выехавшие Из Зоны Отселения Отпуск За 2022 Год

Практика проведения таких мероприятий показывает, что такая деятельность помогает детям раскрыть свои таланты не только в плане искусства, но и ведения бизнеса, коммуникативной активности. Дети становятся целеустремлёнными, решительными, инициативными. Уверенней пользуются деньгами совершая покупки в магазине по поручению взрослых.

Постепенно девочки освоили работу с различными материалами, стали проявлять самостоятельность и инициативность, работы выполненные руками детей были эстетичными, добротными и ими стали заинтересовываться взрослые. Девочки дарили свои работы воспитанникам из других групп, воспитателям и учителям. На некоторые работы поступали заявки. Так в группе стали традиционными выставки – ярмарки разной тематики.

В группе разработаны проекты «Семейные праздники» и «Семейный бизнес» и др. Развитие экономической грамотности решили осуществить через кулинарную деятельность. Организация проекта «Семейный бизнес» предполагала открытие кафе к праздникам. В группу для развития детей была приобретена вафельница и мини-электродуховка. Дети учились готовить, рассчитывать стоимость товара, распределять доход с учётом интересов группы.

Подготовительный:

  • беседы по экономическому воспитанию, изучение понятий: семейный бюджет, экономия, доход-расход;
  • деловые игры по социально – бытовой ориентации;
  • кулинарные дни по изучению простейших блюд, «кулинарные поединки»;
  • составление бизнес-плана.

Основной:

  • Организация работы кафе: оформление меню, зала, сервировка столов, распределение профессиональных ролей: продавец, консультант, кассир, официант, руководитель;
  • изучение делового общения на примере ролевых игр.

Заключительный:

  • Проведение итогового мероприятия
  • Подведение итога педагогического проекта.

В 2009 году эти два проекта объединились для проведения общего мероприятия к новому году «Скоро Новый год». Организаторами и участниками являлись воспитанники групп №5 и №1. Также для участия в этом мероприятии были приглашены дети из других групп, которые смогли представить своё творчество и были желающие поработать в кафе. Приглашёнными стали учителя общеобразовательных школ, социальные партнёры.

Социальная компетентность сирот и детей, лишенных родительского попечения как педагогический феномен

В условиях демократизации и гуманизации общества проблема цели воспитания и образования как «развитой личности» достаточно проработана в отечественной философии, психологии и педагогике. В современной науке доминирует положение о направленности образования на развитие личности учащегося, а процессы воспитания и обучения рассматриваются как условия, необходимые для эффективного развитии личности школьника (М.Н. Берулава, Э.Н. Гусинский, Л.Н. Куликова, Н.А. Переломова, О.Л. Подлиняев, Ю.И. Турчанинова.

В противоположность пониманию развития как совокупности количественных изменений во времени разрабатывался вариант определения развития как качественного, структурного преобразования объекта. В этом случае, прежде всего, необходимо отметить, что объект понимается как система, а качественными считаются те изменения, которые меняют структурные связи компонентов и, следовательно, системы в целом.
Если качественные изменения понимаются как прогрессивные, ведущие к совершенству, то сохраняются недостатки, свойственные определению развития через совершенствование: неопределенность телеологических субъектных позиций и критериев совершенствования. Кроме того, в русле данного определения не учитываются количественные изменения, которые выступают как основание изменений качественных.
Попытка решения противоречия между качественными и количественными изменениями в контексте развития представлена в определении развития как количественно-качественного изменения. В этом случае выделяется проблема относительности и диалектической связи качественных и количественных изменений объекта во времени. Любое качественное изменение, например созревание, в то же время включает бесконечное многообразие сопутствующих количественных трансформаций, без учета которых мы ограничены в понимании причин и механизмов структурных (качественных) изменений. Кроме того, один и тот же момент развития может интерпретироваться в одной ситуации как изменение количественное, а в другом контексте как качественное.
Неудовлетворенность исследователей проблем развитйя существующими вариантами определения этого понятия вызывает разработку альтернативных вариантов. Одним из таких вариантов, является понимание развития как изменения, влекущего за собой новые изменения.

Детальный анализ этого понятия содержится в работах Ю.Н. Карандашова, который выделяет следующие базовые модальности категории «развитие».
Прежде всего, развитие понимается как рост, что включает изменения во времени, происходящие в ребенке, характеризующиеся отнесенностью к показателям, с одной стороны, количественным, с другой стороны, внешним (формальным).

Автор выделяет следующие феномены: гибкость, защитные факторы, социальная патология, отклонения в поведении, стрессовые ситуации.
Под гибкостью можно принять индивидуальные качества человека, помогающие ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды.
Защитные факторы — это аспекты окружения индивида, которые его защищают от риска и неудач.
Под социальной патологией можно считать непринятый в данной культуре тип поведения.
Отклонения в поведении могут быть связаны с настроениями, познаниями и восприятиями.
Стрессовые ситуации — это ситуации, из которых человеку трудно найти выход и они негативно влияют на его функционирование. Стресс зависит от того, каким образом события и обстоятельства переживаются и интерпретируются. На этом основании мы относим к стрессовым ситуациям и феномен, при котором негативное влияние не обязательно должно быть сильным, но переживается как стрессовое и угрожающее. Накопление стрессовых ситуаций с течением времени ведет к проблемам или, наоборот, помогает обретению гибкости.

Вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях «экономики знаний» (И.Фрумин).

История, таким образом, показывает, что практика призрения детей-сирот в России осуществлялась двумя путями: частно-церковным и государственно-общественным. Оба пути по своей сущности имели реабилитационную направленность: плодотворные идеи и опыт практической деятельности подвижников реабилитации детства способствовали утверждению права призреваемых детей-сирот на жизнь, воспитание и поддержку со стороны государства, церкви и частных лиц, занимавшихся их судьбами. Все государственные и частные учреждения ставили своей целью воспитать достойных, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойную жизнь граждан.

Данное направление деятельности является одним из основных. Особенности развития личности воспитанников детского дома определяют основные аспекты воздействия. Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. С младшими детьми используется система игр: дидактических, ролевых, сюжетных и др. Развивающие занятия с детьми стимулируют формирование познавательных процессов — памяти, внимания, мышления, речи, а также способствуют становлению интересов, увлечений детей.

С 1807 года появляется так называемое «городское воспитание». Заключалось оно в предоставлении матери возможности за определенную плату воспитывать своих детей дома до достижения ими 7-летнего возраста. Примерно в это же время предпринимаются попытки уничтожения системы тайного приноса детей. Теперь главным ориентиром в определении судьбы воспитанника стала передача его в крестьянскую семью для подготовки «сельского сословия». Поэтому в 1828 году принимается закон, воспрещающий дальнейшее строительство воспитательных домов в губерниях, тем более, что смертность в них составляла 75 % и более. А в 1837 году правительственный Указ обязывает всех без изъятия младенцев, приносимых в воспитательный дом, приюты, отсылать в деревню «с воспрещением обратного их поступления в это заведение». Уходом за детьми здесь наблюдали окружные надзиратели — главным образом врачи. Но при желании мать могла за вознаграждение сама ухаживать за своим ребенком до достижения им 3-х лет, после чего всякая выплата прекращалась. Это Указ, ориентирующий на воспитание брошенных детей исключительно в деревнях, имел своей целью удержать родителей от отдачи своего ребенка в воспитательный дом.

В годы ее царствования имело место еще одно существенное нововведение, имеющее прямое отношение к положению детей. Если раньше, незаконнорожденные подкидыши закрепощались путем их закрепления за воспитателями, чьими крепостными они становились, то теперь они стали поступать до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. За владельцами закреплялись только незаконнорожденные дети крепостных матерей.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эти проблемы проявляют себя в низком уровне социальной активности и компетентности, которые выражаются в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации

Нашим государством предусматривается комплексное осуществление социальных реформ, направленных на формирование и реализацию социальной политики по отношению к детям и подросткам-сиротам на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и в муниципальных образованиях. Эти меры направлены на повышение социальной защищенности, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию сирот в общество.

Анализ литературы позволил выделить основные факторы роста численности «социальных сирот»: материальные и жилищные трудности родителей; семейное неблагополучие; деградация институтов материнства и отцовства (предпочтение отдается сожительству, внебрачной рождаемости); падение нравственных устоев, деградация личности одного или обоих родителей (алкоголизм, наркомания и т.д.); отсутствие социальной зрелости и ответственности в обществе; отсутствие своевременной помощи семье со стороны государства в кризисных ситуациях[6].

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 169-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000. № 13-П Федеральными законами от 27.12.2000. № 150-ФЗ, от30.12.2001. № 194-ФЗ, от 24.12.2002. № 176-ФЗ).

Чаще всего, определение сирота распространяется на людей, не достигших совершеннолетнего возраста, то есть – на детей. Кроме этого, существует также понятие социального сиротства – оно распространяется на ребятишек, у которых живы биологические родители, однако из-за каких-то обстоятельств, чаще всего необъективных, не заботятся о своем потомстве, по причине чего дети становятся сиротами при живых родителях[3].

— «Институциональная социализация сирот» — это особый вид социализации, объединяющий первичную и вторичную социализацию, при которой функции основных агентов социализации (семья, школа, социальная группа и т.п.) выполняет специальное образовательно-воспитательное учреждение, формирующее ценностные установки, образцы и правила поведения, принятые в системе социальных отношений.

Когда дети живут в семье, то сначала их расходы полностью оплачивают родители, потом часть своих расходов ребенок должен научиться оплачивать сам, и, в конце концов, перейти «на полную самоокупаемость», т. е. стать взрослым и решать свои финансовые проблемы самостоятельно.

Чтобы уметь управлять своей реальной жизнью в реальных экономических условиях, детей надо учить составлять свой бюджет, чтобы цифры расходов не пугали, чтобы росла уверенность в себе и в своей способности зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания. То есть детей нужно учить обращению с деньгами — не эмоциональному отношению к ним, а именно умению пользоваться деньгами.

  • что говорят друг другу члены семьи о деньгах;
  • как члены семьи воспринимают деньги;
  • как в семье принято тратить деньги;
  • какие эмоции испытывают члены семьи при контакте с деньгами;
  • каким способом склонны получать деньги;
  • какими стратегиями или моделями отношений с деньгами пользуется семья.

В результате планомерной работы с карманными деньгами вы все больше будете вместе с ребенком «дробить» текущие расходы для того, чтобы их можно было анализировать, и искать оптимальный вариант для выбора, и научите отличать необходимые расходы от удовольствий. Это именно то, чего так не хватает сегодня даже взрослым людям, испытывающим финансовые проблемы.

  • «Деньги — это бумажки» (46,1 % детей). К этой группе были отнесены и распространенные, подобные им предметно-конкретные ответы, например, «деньги — это зарплата, которую приносят родители», «рубли», «вещь», «купюра»;
  • на втором месте ответы по типу «Деньги — это то, чем мы покупаем» (32,6%);
  • многие дети подчеркивают жизненную важность наличия у человека денег («Деньги — это жизнь»), но таких ассоциаций значительно меньше.