Проблема Выставленных Сои Ресурсоснабжающей Организацией

Следовательно, при наличии в МКД одновременно ОДПУ горячей и холодной воды объем сточных вод на СОИ в МКД подлежит определению в следующем порядке. Из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил № 124, подлежит вычитанию объем индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещения МКД, определенный на основании пункта 42 Правил № 354. Полученная таким образом разность составит объем сточных вод, который управляющая организация, заключившая договор ресурсоснабжения в целях СОИ в МКД, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на судебную практику разрешения споров об оплате услуг по водоотведению в случаях, когда договор ресурсоснабжения заключен только целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также на часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) настаивает на том, что предусмотренная подпунктом «в» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), норма является императивной, и объем водоотведения при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод не может определяться иным образом.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2022 по делу № А60-1157/2022, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2022 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.2022.

В то же время при отсутствии в МКД только ОДПУ горячей воды или только ОДПУ холодной воды либо при отсутствии ОДПУ обоих коммунальных ресурсов, объем сточных вод, отведенных из МКД в целях СОИ, подлежит определению на основании подпункта «в» пункта 21(1) Правил № 124.

Отклоняя представленный ответчиком на основании подпункта «в» пункта 21(1) Правил № 124 контррасчет объема сточных вод с применением норматива водоотведения на общедомовые нужды (Vнодн), суд первой инстанции указал на то, что названная норма подлежит применению только в ситуации, когда МКД вообще не оборудован ОДПУ горячей и холодной воды, либо соответствующий прибор выведен из строя либо утрачен, в связи с чем признали обоснованным в этой части расчет истца, основанный на подпункте «в(4)» пункта 21 Правил № 124, предусматривающем суммирование показаний ОДПУ горячей и холодной воды.

а) в многоквартирном доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает одномоментное снятие показания по общедомовым и индивидуальным приборам учета

Такая ситуация всех устраивает: жилищные инспекции и прокуратура доказывают свою нужность государству штрафными санкциями за невыполнение неисполнимых норм, а поставщик ресурса получает денежные средства. Управляющая организация, чтобы закрыть долги по КР на СОИ, вынуждена финансировать данные расходы из текущего содержания. Тем самым, дом недополучает жилищные услуги, а сам жилой фонд постепенно деградирует и разрушается.

Часто вмешательство в операционную деятельность управляющей организации по жалобам поставщиков ресурса осуществляет и прокуратура. Такая конструкция правовых норм делает нарушителями в части соблюдения лицензионных требований практически все управляющие организации страны.

Все данные небалансы поставщик ресурса отнесет на управляющую организацию и будет с нее их взыскивать. Нужно помнить, что поставщики ресурса хорошо организованы, у них отличное лобби на всех уровнях власти, а собственникам многих крупных РСО являются приближенные к власти «предприниматели». В такой ситуации надежд на то, что транзитный сбор в виде КР на СОИ снимут с управляющих организаций, конечно не много, а значит, мы должны работать с тем, что есть.

Природа небалансов по коммунальному ресурсу вполне очевидна: поставщики ресурса не имеют и не хотят налаживать коммерческий учет с конечным потребителем. Поэтому государство создало систему (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой та часть денег, которая собирается по прямым договорам за коммунальные услуги (ст. 157.2 ЖК РФ), платится ресурснику непосредственно населением, а все выпадающие небалансы относятся на управляющую организацию, которая вынуждена исполнять эти обязанности по сбору транзитных и чужих денег.

Кстати, правильный подход уже продемонстрирован судьями АС СЗО в Постановлении от 27.06.2022 № Ф07-6098/2022 по делу № А26-2688/2022. Если выявленная отрицательная величина является излишним начислением объема потребленного ресурса владельцам жилых и нежилых помещений, РСО должна будет произвести им перерасчет (при представлении данных о фактическом потреблении) и скорректировать в дальнейшем общедомовое потребление ресурса. Однако уменьшать на эту отрицательную величину объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам нельзя.

2) при изменении договора ресурсоснабжения, заключенного РСО с УК, в связи с односторонним отказом РСО от договора в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги (реализация РСО права, предусмотренного п. 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды

Если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества дома, объем КР на СОИ, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения (Vд), определяется на основании показаний ОПУ за расчетный период (а это расчетный месяц) по следующей формуле:

При этом в пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения прописано: если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным нулю.

Проблема Выставленных Сои Ресурсоснабжающей Организацией

Жилищной инспекцией в отношении УО проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой зафиксировано нарушение требований п. 29 Правил № 491, выразившееся в начислении собственникам помещений в МКД платы за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения на СОИ, электроснабжению на СОИ, исходя из показаний коллективного прибора учета, в размере, превышающем размер такой платы, исчисленный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.

Судами первой и кассационной инстанций сделан вывод о том, что собственниками МКД принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса при наличии решения собрания собственников.

Как следует из материалов дела спорный МКД оборудован общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов (в том числе, холодного водоснабжения и электроснабжения); согласно условиям договора управления МКД размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний ОДПУ; на общем собрании собственники помещений в МКД приняли решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.

В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано так как суды пришли к верному выводу о том, что УО в данном конкретном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета.

КР на СОИ при прямых договорах: как проконтролировать действия поставщика ресурса, чтобы КР на СОИ не был завышенным

По факту действующее законодательство в части прямых договоров выстроено таким образом, что все небалансы по КР на СОИ падают на управляющую домом организацию. И если у нее нет решения собственников о том, чтобы распределять КР на СОИ по факту, то все небалансы оплачиваются поставщику ресурса с текущей выручки.

3. Если многоквартирный дом не оборудован ОДПУ, либо после выхода ОДПУ строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока эксплуатации ОДПУ, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ, КР на СОИ определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vн/одн
где:
Vн/одн – определяется по принципу норматива, указанного в п. 21 Правил № 124.

2. В случае, если ОДПУ вышел из строя, был утрачен или истек срок его эксплуатации, то в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) КР на СОИ определяется по формуле:
Vд = Vодн1
где:
Vодн1 – объем КР на СОИ, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления.

Плата за коммунальный ресурс – является сбором транзитных денежных средств, который осуществляется с жителей управляющей организацией. В дальнейшем эти поступления оплачиваются ресурсоснабжающей организации. В случае перехода на прямые договора (предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией) коммунальный ресурс на представление коммунальных услуг жители оплачивают поставщику ресурса на прямую, а за управляющей организацией остается обязанность по оплате коммунального ресурса на содержание общего имущества (далее – КР на СОИ). В ситуации, когда начисление платы за коммунальные услуги осуществляет ресурсник мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, при которой объемы индивидуального потребления занижаются, а КР на СОИ недобросовестно завышается. В таком случае важной задачей является контроль действия поставщика ресурса.

В этом случае мы руководствуется п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, где сказано о том, что при прямых договорах поставщик ресурса обязан предоставить управляющей организации (в том числе, через ГИС ЖКХ) информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с ч. 12 Федерального закона от 29.06.2022 № 176-ФЗ, с 1 января 2022 года плата за ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД, входят в состав платы за жилищные услуги. В том числе в состав жилищных услуг вошли КР на СОИ по отведению сточных вод. Жители дома платят за такую услугу при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность её потребления (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, пп. «л» п. 11 ПП РФ № 491).

Судебная практика по вопросу предоставления услуг КР на СОИ по водоотведению уже сложилась. Но управляющие домами продолжают оспаривать в суде начисления платы за неё в домах, где в местах общего пользования нет технической возможности предоставления такой услуги. Читайте о мнении судов по вопросу, в каких случаях потребители обязаны оплачивать КР на СОИ по водоотведению.

Именно с этим и не было согласно ТСЖ-ответчик: оно неоднократно указывало на то, что в местах общего пользования нет технической возможности водоотведения. Доступ к канализации есть только из помещений собственников. Сброс воды, используемой при содержании общего имущества, например, после промывки стояков, происходит прямо на земляной пол подвала. А вода после мытья полов выливается во двор.

Первое, что рассмотрел суд в споре между РСО и ТСЖ, – было ли подписано дополнительное соглашение, согласно которому поставщик воды пытался взыскать долг с товарищества. Судья пришёл к выводу, что права ресурсоснабжающая организация, поскольку:

  • В соответствии ч. 3 ст. 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её принятия, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается согласием с ними (акцептом).
  • Согласно п. 2 информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 № 14, если потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, но от заключения договора отказывается, суды должны иметь в виду, что действия потребителя считаются выраженным согласием на условия такого договора. Данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Рекомендуем прочесть:  Какие документы нужны для продажи дома и земельного участка 2022

Поскольку МКД подключён к централизованной системе канализации и жителям дома предоставляются услуги водоснабжения и водоотведения, то по умолчанию жители домов оплачивают и КР на СОИ по отведению сточных вод. Суд первой инстанции удовлетворил требования водоканала по взысканию с ТСЖ долга по оплате ресурсов, потреблённых в целях содержания общего имущества.

Проблема Выставленных Сои Ресурсоснабжающей Организацией

В силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Указанное следует из п.п. А п. 17 ПП РФ № 354, где ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

Подпункт А п. 31(1) ПП РФ № 354 гласит, что управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Затем, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 44 ПП РФ № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Заставить исполнителя начислять ОДН по ОДПУ невозможно, потому как во-первых счетчик ОДН (КР СОИ) не имеется, а во вторых исполнитель и так начисляет плату за электроэнергию по показаниям общедомового счетчика по фактическому потреблению электроэнергии всем многоквартирным домом.

Прежде всего, необходимо отметить, что с 01 января 2022 года плата за общедомовые нужды «перекочевала» из коммунальных услуг в состав платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде платы за коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР СОИ).

Для проверки правильности начисления платы за КР СОИ необходимо обратиться с претензией в управляющую организацию и/или в орган государственного жилищного надзора с соответствующим заявлением. В случае установления факта нарушения прав потребителя орган госжилнадзора выдаст ответственному лицу обязательное к исполнению предписание. Заявление можно скачать ЗДЕСЬ.

Вопрос: У нас в многоквартирном доме установлен общий прибор учета электроэнергии, который автоматически передает показания. УК выставляет счета по ОДН (КР СОИ), которые рассчитывают по нормативу. Как заставить УК производить расчет за ОДН по счетчикам, а не по нормативу?

В соответствии с абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 – 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения

Проблема Выставленных Сои Ресурсоснабжающей Организацией

Удовлетворяя исковые требования в части по некоторым многоквартирным домам, имеющим централизованную систему горячего водоснабжения, суды исходили из доказанности факта поставки ответчику в спорном периоде горячей воды на содержание общедомового имущества в отсутствие доказательств оплаты ресурса. При этом учли, что правомерность начисления истцом платы и размер задолженности ответчик не оспаривал.

Как следует из материалов дела между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения, в рамках которого истец осуществлял поставку коммунальных ресурсов (горячего водоснабжения (ГВС)) на нужды содержания общего имущества (СОИ) находящихся в управлении ответчика жилых домов. Расчет размера платы за коммунальные ресурсы произведен как по показаниям приборов учета, так и по нормативу в отношении тех домов, которые не оборудованы средствами измерения.

Отказывая в удовлетворении части иска, суды пришли к выводу о недоказанности истцом оборудования части домов, находящихся в управлении ответчика, внутридомовыми инженерными системами, обеспечивающими предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.

Отказывая во взыскании долга за поставку ГВС на СОИ по другим адресам исходили из осуществления горячего водоснабжения потребителей путем водозабора теплоносителя из тепловой сети (в основной через радиаторы отопления), что свидетельствует об отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения.

Доводы заявителя о наличии отбора ресурса из централизованной открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), не подтверждают факт потребления коммунальной услуги — ГВС, поскольку фактический отбор населением теплоносителя из системы отопления непосредственно в жилых помещениях (из радиаторов) не подпадает под понятие санкционированного горячего водоснабжения с позиции норм Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил № 354 и № 491 и исключает возможность признания такой коммунальной услуги оказанной и подлежащей оплате.

Водоотведение в целях СОИ

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Если органы госвласти субъекта утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», то УО/ТСЖ/ЖСК имеет право предъявлять указанный коммунальный ресурс к оплате потребителям в объеме утвержденного норматива потребления. Сверхнормативное потребление УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплачивать в РСО за свой счет, то есть стоимость такого сверхнормативного объема – это убыток УО/ТСЖ/ЖСК.

УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.

Очевидно, что если руководствоваться формулой, утвержденной подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения), учитывая наличие таких составляющих «содержания жилья», как «горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ГВС на СОИ) и «холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ХВС на СОИ), то в составе общего объема водоотведения МКД появляется такая составляющая как «водоотведение на СОИ» (объем рассчитывается как сумма ГВС на СОИ и ХВС на СОИ).

В соответствии с действующим законодательством, в случае отсутствия ОПУ водоотведения потребителям в МКД может предъявляться к оплате «водоотведение на СОИ» в объеме норматива потребления указанного коммунального ресурса (если такой норматив не установлен, то есть равен нулю, предъявление «водоотведения на СОИ» к оплате потребителям неправомерно).

Проблема Выставленных Сои Ресурсоснабжающей Организацией

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

Если до 3 апреля собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую РСО в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги РСО, собственники выполняют обязательства по оплате перед УО, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Закона от 03.04.2022 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Есть еще случай, когда РСО может перевести собственников на прямые договоры без вашего ведома. Ресурсник может расторгнуть договор ресурсоснабжения в одностороннем порядке, если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

В случае заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и РСО такая организация обязана предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, управляющей МКД организации информацию о показаниях ИПУ, если такие показания потребители предоставили РСО (ч. 10 ст. 157.2 ЖК).

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

«Так услуга «КР на СОИ» появилась в ежемесячных квитанциях от УК и ТСЖ. ОДН, или оплата общедомовых нужд, осталась только в тех многоквартирных домах, где нет жилищной организации, они находятся на стадии избрания управляющей компании или ТСЖ, или выбрали непосредственный способ управления домом», – поясняет и.о. руководителя отдела продаж электроэнергии населению АО «Барнаульская горэлектросеть» Светлана Парфенова.

Владельцам квартир сложно разобраться с запутанными платежами, которые выставляют компании ЖКХ. Относительно недавно в квитанциях многих барнаульцев появилась графа «КР на СОИ». Что это за новый вид платежей, как его рассчитывают и чем он отличается от ОДН?

На самом деле список не маленький. Это всё коммунальные ресурсы, которые управляющая организация расходует на обслуживание общедомового имущества. В их число входят: горячая и холодная вода, использующая для полива клумб, асфальта, мытья пола, при опрессовке системы отопления. Также включены затраты на электроэнергию для освещения, работы лифтов, насосов, бойлеров. Ну и водоотведение.

Окончательную точку в данном споре поставил Верховный суд, который указал в своём решении, что «КР на СОИ» – это услуга исключительно управляющих компаний и ТСЖ, и услуги ОДН в таких домах быть не должно. И это не зависит от желания УК подписывать договоры с ресурсоснабжающими компаниями.

Рекомендуем прочесть:  Разовая Социальная Выплата В Алтайском Крае В Размере 25000 Рублей

«КР на СОИ» – это коммунальный ресурс на содержание общего имущества. Это идентичная услуга уже привычным ОДН (общедомовые нужды). Разница лишь в том, кто их предоставляет. ОДН – коммунальная услуга ресурсоснабжающих организаций. Например, Барнаульской горэлектросети или водоканала. А КР на СОИ – это жилищная услуга, которая предоставляется управляющими компаниями и ТСЖ.

Расчеты между РСО и УК при отрицательном объеме КР и СОИ

  • Постановление АС СЗО от 10.04.2022 № Ф07-2208/2022 по делу № А26-3870/2022 (суд посчитал, что в такой ситуации обязательства управляющей компании перед РСО нулевые и суммы, появившиеся в результате выявления «отрицательного баланса» не принимаются во внимание, а закон не обязывает РСО учитывать выявление отрицательного значения);
  • Постановление АС ЗСО от 03.07.2022 № Ф04-2460/2022 по делу № А03-13015/2022 (суды посчитали, что следующие доводы кассационной службы противоречат п. 21(1) Правил – «законы не содержат прямого запрета на учет отрицательных показаний в последующих периодах», «отказ от учета отрицательного показателя, выявленного за расчетный месяц, приводит к неосновательному обогащению РСО»);
  • Постановление АС СЗО от 19.06.2022 № Ф07-5683/2022 по делу № А13-6589/2022 (суд постановил, что законы не обязывают РСО учитывать выявленные управляющей компанией отрицательные показатели, а потому РСО имела право на взыскание с УК долга без уменьшения объема предоставленной электроэнергии на установленное УК отрицательное значения ОДН в прошлом месяце);
  • Постановление АС ВВО от 09.06.2022 № Ф01-1947/2022 по делу № А11-9917/2022 (суд посчитал, что УК в случае выявления отрицательных показателей вправе уменьшить вплоть до 0 размер платы за предоставленные коммунальные ресурсы только в текущем месяце, но не переносить сумму со знаком «минус» на будущие периоды).

Обоснования такому выводу высший арбитр представил следующие. Абз. 4 п. 25 упомянутых нами Правил указывает на то, что в договоре между УК и РСО при его заключении указываются порядок и сроки составления акта сверки расчетов исполнителем акта и РСО не реже 1 раза в квартал. Судьи считают, что данная императивная обязанность РСО установлена вне зависимости от наличия в договоре соответствующего приложения.

Вопрос №1: Управляющей компании было выявлено отрицательное значение между объемом коммунального ресурса, который должен быть оплачен потребителями многоэтажного дома за расчетный период (месяц)) и объемом коммунального ресурса, определенного по показателям прибора учета за расчетный период (месяц). Причиной тому было не одновременное снятие показателей индивидуальных приборов учета в домах жильцов многоквартирного дома. Может ли управляющая компания уменьшить объем сверхнормативного потребления электроэнергии по другим жилым домам на отрицательную величину?

Важно! Судьи АС СЗО в своем Постановлении от 27.06.2022 № Ф07-6098/2022 по делу № А26-2688/2022 продемонстрировали новый подход к данному делу. Согласно их выводам, при выявлении отрицательных показателей потребления коммунальных ресурсов, объем обязательство перед РСО может быть уменьшен на сумму отрицательного значения, но исключительно в отношении конкретного многоквартирного дома.

Ошибка: Управляющая компания, у которой была выявлена отрицательная разница между объемом коммунального ресурса, который должен быть оплачен потребителями многоэтажного дома за расчетный период (месяц)) и объемом коммунального ресурса, определенного по показателям прибора учета за расчетный период (месяц). УК уменьшил объем своих обязательств перед РСО на отрицательную величину, и получилось, что в текущем расчетном месяце обязательства равны нулю. Оставшаяся часть отрицательной величины не была учтена в будущем расчетном месяце.

Защита платежей ресурсоснабжающим организациям от оспаривания по предпочтительности

Суды первой и апелляционной инстанций правомерно применив положения указанной нормы правильно указали, что реализация дебиторской задолженности населения на торгах с открытым составом участников в соответствии с положениями статьи 110 Закона о банкротстве, будет противоречить вышеуказанным положения закона, создаст предпосылки приобретения данной задолженности лицам, не относящимся к специальным субъектам, названным в части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»;

В ситуации, когда оплата энергии происходила за должника третьим лицом, такая оплата, совершённая в порядке ст. 313 ГК РФ, не может рассматриваться как сделка с предпочтением, так как в таком случае происходит не уменьшение конкурсной массы и нарушение интересов сообщества кредиторов, а замена одного кредитора (получившего исполнение обязательства) другим (исполнившего обязательство) – см. Определение СК ЭС ВС РФ от 22.04.2022 № 305-ЭС20-13952 (2):

В силу п. 2 ст. 61.4 Закон о банкротстве сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, не могут быть оспорены на основании п. 1 ст. 61.2 и ст. 61.3 данного закона, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.

  • полные бухгалтерские базы со всеми разнесенными оплатами;
  • ответы всех агентов обо всех совершавшихся ими оплатах от имени и за счет должника, с подтверждением оплат банковскими выписками по всем своим счетам, а также обо всех формах исполнения обязательств агента перед должником;
  • ответ от ФНС обо всех счетах, которыми пользовались агенты должника в период обслуживания ими должника (для проверки сведений, предоставленных агентами);
  • ответы из банков, обслуживавших агентов должника, о движении денег по счетам агентов должника в период обслуживания ими агента;
  • ответы всех кредиторов, требования которых были на начало периода оспоримости или возникли в этот период, о размере их требований на начала периода оспоримости или на момент возникновения соответственно, об их удовлетворении в период оспоримости, с приложением подтверждающих документов;
  • ответы со стороны всех известных покупателей/потребителей должника о совершавшихся ими оплатах за должника в адрес третьих лиц в счёт исполнения обязательств перед должником – такие платежи являются сделками, совершёнными за счёт должника, и также могут подлежать оспариванию как сделки с предпочтением.
  • значительность просрочки в сфере ЖКХ должна определяться с учётом специфики отрасли, которая нашла своё отражение в законодательстве – в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ установлен беспроцентный период для просрочки оплаты коммунальных услуг менее 30 календарных дней, пониженный размер – для просрочки от 30 до 90 календарных дней. Соответственно, просрочка до 90 календарных дней в принципе не может считаться значительной;
  • значительность просрочки является оценочным критерием, и должна определяться исходя из того, какую обычно просрочку допускал должник при исполнении обязательств – такое разъяснение содержится в абз. 1 п. 16 Обзора практики ВС РФ от 20.12.2022: «Исполнение обязанности по внесению обязательных платежей не выходит за рамки обычной хозяйственной деятельности должника для целей применения пункта 2 статьи 61.4 Закона о банкротстве, если по размеру и срокам уплаты (взыскания) данные платежи не отличаются существенным образом от аналогичных платежей, ранее неоднократно совершенных должником или за его счет». Аналогичное указание содержится в абз. 6 того же пункта: «Следовательно, для применения пункта 2 статьи 61.4 Закона о банкротстве к действиям по исполнению обязанности по уплате (взысканию) обязательных платежей имеет значение, насколько обычными для должника являлись их размер и срок осуществления в сравнении с теми обязательными платежами, которые ранее неоднократно совершались им или за его счет»;
  • как следует из буквального содержания абз. 4 п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63, значительность просрочки имеет значение лишь при оспаривании платежа, а зачёт не является платежом, и по этому критерию зачёт не может быть исключён из числа обычной хозяйственной деятельности. То, что под платежом следует понимать именно перечисление денежных средств, следует из определения, содержащегося в п. 17 ст. 3 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе»;
  • при оспаривании зачёта необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее. Соответственно, период просрочки считается лишь до указанного момента.

В январе 2022 года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отправил на новое рассмотрение спор УО и предприятия теплосетей о правильности расчетов объемов КР на СОИ. Суд не только подробно разъяснил, какие ошибки допустили предыдущие инстанции. Сторонам спора было рекомендовано проводить сверку переданных на общедомовые нужды объемов ресурсов раз в год, чтобы получить итоговое сальдо. А для корректировки можно использовать нормы абзаца 1 пункта 53, абзаца 9 пункта 54 Правил № 354 (п. 1 ст. 6 ГК). Кассационная инстанция указала судьям на то, что судебный акт не должен поощрять недобросовестное поведение или неосмотрительное осуществление гражданских прав (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2022 по делу № А46-13680/2022).

2. ПОЗИЦИЯ УО И ТСЖ: «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ» КР НА СОИ ВНЕ ЗАКОНА. Управляющие МКД организации оспаривали позицию РСО, указывали, что их расчеты неверные и у ресурсоснабжающих организаций возникает неосновательное обогащение. Но суды соглашались с позицией РСО и их трактовкой законодательства. Тогда УО из Белгорода сменила тактику и подала иск в Верховный суд с требованием признать частично недействующим подпункт «а» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124 (далее — Правила № 124). Именно здесь установлено, что «отрицательный» КР на СОИ следует считать равным нулю. УО обосновала свои требования тем, что такое правило позволяет ресурсоснабжающим организациям получать плату за объем коммунального ресурса, который больше показаний общедомового прибора учета, то есть за эфемерный ресурс. Управляющие же вынуждены платить за товар, который не получали.

3. ПОЗИЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА: В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ИЗЪЯНОВ НЕТ. УО в этом деле потерпела неудачу — Верховный суд оставил спорную норму Правил № 124 в силе. Но в принятом по данному делу решении от 20.06.2022 № АКПИ18-386 суд разъяснил, почему эта норма не нарушает прав управляющих.Решение проблемы — в тех же Правилах № 124. Управляющая МКД организация и РСО должны в договоре энергоснабжения прописать порядок и сроки сверки расчетов, составления акта сверки и его форму (абз. 4 п. 25 Правил № 124). Причем составлять такой акт нужно не реже чем один раз в квартал. И когда появляется «отрицательный» КР на СОИ, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, объем ресурса следует уменьшить на его величину. Так у РСО не будет возможности получить плату за неоказанные услуги. А положения подпункта «а» пункта 21(1) Правил № 124 такой перерасчет не исключают. Также суд указал, что управляющая МКД организация вправе отстаивать свои интересы в суде. К доводам Верховного суда прислушались арбитражные судьи ( ПРИМЕРЫ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ПОЛЬЗУ УПРАВЛЯЮЩИХ:

  1. ПОЗИЦИЯ РСО: УО И ТСЖ ДОЛЖНЫ ОПЛАЧИВАТЬ «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ» КР НА СОИ. Напомним, что «отрицательный» КР на СОИ появляется, когда объем поставленного в МКД ресурса меньше потребленного в этом доме. Такие ситуации бывают, когда собственникам помещений рассчитывают плату по нормативу потребления или среднемесячной величине. В результате расчетный объем превышает фактическое потребление коммунальной услуги (рисунок 1).

Интересно постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2022 № Ф09-5137/18. И здесь тоже спорили о корректировке платы за ГВС на ОДН при прямых договорах. УО и коммунальное предприятие даже заключили дополнительное соглашение к договору горячего водоснабжения, в котором прописали возможность пересчитать плату потребленного коммунального ресурса для ОДН, если в расчетном периоде образуется отрицательная разница между индивидуальным и общедомовым потреблением. Причем оговорены были именно добровольные действия, а не судебные тяжбы. Но в результате сторонам пришлось в суде выяснять достоверный объем фактического потребления горячей воды для общедомовых нужд многоквартирных домов. Проблемы возникли потому, что УО требовала перерасчета «оптом», по всем МКД, которые обслуживает и в которые РСО поставляет коммунальный ресурс. А коммунальное предприятие учитывало «отрицательный» объем на ОДН в последующих периодах индивидуально для каждого МКД — только в тех, где он возник.
Суд первой инстанции решил, что РСО должна зачесть переплаты при «отрицательной» разнице объемов в конкретных МКД в счет погашения задолженности УО за ресурс на ОДН по другим домам. Апелляция признала такое решение ошибочным, кассация поддержала эту позицию. Судьи подтвердили, что подпункт «а» пункта 21(1) Правил № 124 не исключает перерасчет, если в каком-либо расчетном периоде показания ОДПУ меньше суммарного потребления в помещениях МКД. В этом случае РСО обязана уменьшить вплоть до нуля объем «положительного» потребления на ОДН в последующих расчетных периодах, но только в данном МКД.
Если УО накопила задолженность по оплате ресурсов на ОДН по всем обслуживаемым домам, РСО не вправе зачесть в счет оплаты этого долга отрицательный объем в отдельно взятых МКД. В противном случае суд расценит это как вторжение УО в отношения РСО с конечными потребителями в части индивидуального потребления ГВС. А от идеи скорректировать в целом свои обязательства перед РСО суд рекомендовал УО отказаться как от незаконной.

Рекомендуем прочесть:  Закон О Налоге На Водительские Права

Кроме того, УО/ТСЖ/ЖСК могут инициировать общее собрание собственников помещений (далее – ОСС), предусмотрев в повестке дня вопрос о заключении договора на водоотведение между собственниками помещений МКД и РСО (так называемый «прямой договор»). В случае принятия собственниками решения о заключении договора на водоотведение непосредственно с РСО порядок расчета между РСО и УО/ТСЖ/ЖСК изменится, и формула, предусмотренная подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124, не будет подлежать применению.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2022 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья/недвижимости, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Разумеется, кроме коммунальной услуги по водоотведению, предъявляемой к оплате потребителям в МКД, РСО предъявляет к оплате лицу, управляющему таким домом (УО/ТСЖ/ЖСК) стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества (далее – КР СОИ). Порядок расчета объема КР СОИ определяется пунктом 21(1) Правил 124. В случае, если МКД не оборудован ОПУ соответствующего коммунального ресурса, необходимо применять формулу, утвержденную подпунктом «в» пункта 21(1) Правил 124, устанавливающую, что объем КР СОИ, подлежащий оплате от УО/ТСЖ/ЖСК в пользу РСО в случае отсутствия в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, определяется исходя из норматива потребления указанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.

СОИ в квитанции ЖКХ: что это, нормативы

Собственники жилых помещений в платежном документе встречают аббревиатуру СОИ. Расшифровка данного понятия представлена содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Ресурсоснабжающие компании или управляющие организации при формировании квитанции включают в документ СОИ горячей и холодной воды, электричества, отопления.

Для уточнения информации о том, какой площадью обладает дом, нужно обратиться к техническому паспорту. Сумма, полученная в результате вычисления по приведенной формуле, должна умножаться на действующий тариф на водоснабжение или потребление электрической энергии.

Основная часть нормативов не претерпела изменений. Существенные коррективы внесены относительно СОИ в многоквартирном доме на электроэнергию. Новые правила предусматривают, что при наличии в МКД чердака и подвала, граждане несут обязанность по оплате содержания данных помещений.

Если расчеты, произведенные гражданином самостоятельно, в итоге получили другое значение по сравнению с квитанцией, это означает, что ошибся жилец или сотрудник управляющей компании. Если проверка собственного вычисления не показывает нарушений, то нужно обратиться в УК и попросить предоставить расчет.

Производство текущего ремонта реализуется на основании согласования позиций собственников квартир и руководства управляющей организации. В него включены мероприятия по обслуживанию оборудования котельной, устранение протечек в системе водоснабжения, восстановление частей здания.

Распределение убытков по общедомовому потреблению на жителей по прибору учета

1. Исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных тарифным органом в каждом регионе страны. Размер конечной суммы зависит от техническо‑эксплуатационных характеристик дома (уборочной площади, площади мест общего пользования, класса энергетической эффективности т. п.). Обычно такие нормативы занижены и не превышают реального потребления коммунальных ресурсов домом.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (п. 29 Правил от 13.08.2006 № 491).

П. 29 Правил от 13.08.2006 № 491 исходит из того, что такие решения можно принимать только в том случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень. Однако фактически надзорные органы закрывают глаза на эту коллизию, и им достаточно одного решения общего собрания о начислении КР на СОИ по общедомовому прибору учета.

ОДН – это общедомовые нужды, которые ранее являлись коммунальной услугой. В настоящее время понятие ОДН используется только при непосредственном способе управления многоквартирным домом и В случае если собственники не реализовали способ управления (тогда ОДН выставляется ресурсоснабжающей организацией).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией (равно как и ТСЖ) с 01.01.2022 года на смену понятию «ОДН» пришел термин «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» (КР на СОИ). Только теперь КР на СОИ является не коммунальной, а жилищной услугой, выставляемой в составе платы за содержание жилого помещения (пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Поэтому УК до 30 июня 2022 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.

  • Н – установленный норматив по региону на электроэнергию, холодную или горячую воду;
  • So – данные по величине площади общедомовой собственности, включающей кроме подъездов чердачные и подвальные помещения;
  • Sк – площадь квартиры потребителя;
  • S – значение общей площади многоквартирного дома, не зависимо от принадлежности.

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2022 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2022 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

Порядок ввода приборов учёта коммунальных ресурсов в эксплуатацию закреплён в п.п. 81(4) – 81(7) ПП РФ № 354. При этом исполнитель КУ должен проверить соответствие установленного оборудования технической и заводской документации, схему монтажа оборудования согласно техзаданию и его комплектацию, работоспособность системы.

Для уточнения информации о том, какой площадью обладает дом, нужно обратиться к техническому паспорту. Сумма, полученная в результате вычисления по приведенной формуле, должна умножаться на действующий тариф на водоснабжение или потребление электрической энергии.

  • регулирует сроки и состав информации, которую УО должна передать в РСО после заключения прямого договора;
  • уточняет правила обмена показаниями индивидуальных приборов учёта между УО и РСО;
  • прописывает правила приёма жалоб на качество КУ и перерасчёта платы при некачественных услугах;
  • фиксирует правила взаимоотношений УО с регоператором по обращению с ТКО при заключении собственниками прямого договора;
  • вносит уточнения и дополнения в права и обязанности исполнителей КУ;
  • вводит запрет на размещение рекламы на платёжных документах и другое.

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

Для меня до конца до сих пор не понятно, кто будет оплачивать расход ОДН сверх нормы. Мы были на нормативах, и у нас действительно в верхней строчки платежки были нормативы, установленные государством. Однако все, что капало сверх нормы, все равно вычиталось со счет дома. Т.е. как бы в платежке этих платежей не было, но в конце года в отчете управляющей компании фигурировал пункт ОДН, где не было ни слова о нормативах, а висел весь ОДН за год, который соответственно списывался со счет дома. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос со ссылкой на конкретные документы, с которыми можно потом прийти в УК для доказательства свой правоты.

На дом подаётся грязная вода, и? В домах нет фильтровальных систем, собственник жалуется, УО виновата — штраф. Поймать РСО на некачественном ресурсе практически невозможно, при сегодняшнем законодательстве и возможностях УО. Александр Иванов 24 мая Исполнителем коммунальных услуг должна быть РСО, независимо от границ. Светлана Титова 25 мая Твери Титова С. Михаил Трегубов 25 мая В разделе » Как быть, если дом перешел на прямые договоры, а УО продолжает выставлять плату за КУ» убрать следующий текст: штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платежных документов.

Акт о вводе системы в эксплуатацию составляется минимум в двух экземплярах: один – для РСО, второй – для управляющей домом организации или ТСЖ как заказчика работ (п. 81(7) ПП РФ № 354). В документацию по приёмке системы в эксплуатацию необходимо включить акт приёмки работ по монтажу АИИСУ, акт ввода системы в работу и вся исполнительная и техническая документация по оборудованию.