Статус Социально Защищенного

Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное в его социальной характеристике – имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его высшими кругами, куда он стремится попасть, по иным составляющим, таким как, его «родовитость», уровень образования, культуры.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию – эта позиция называется социальным статусом.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Приписанный статус — это то , что дается от рождения или наследуется. К ним относят расу, национальность, пол, положение родства и т.п. Достигнутый статус приобретается в результате определенных усилий и заслуг. Чтобы занять статус профессора необходимо закончит вуз , защитить кандидатскую и докторскую диссертации и иметь соответствующие педагогические заслуги . С развитием общества и его культуры , предписанные статусы вытесняются и остаются только в определенных сферах как наследие прошлого , а все большее значение приобретают достигнутые статусы , которые требуют образования , победы в конкурсах и т.п. В условиях либерально — рыночных отношений роль статусов , которые достигаются, растет. Это не значит, что исчезли предписанные статусы . Они нередко используются для получения статусов , достигаемые
Среди множества статусов выделяют главный — тот, который связан с профессиональной деятельностью человека и определяет его положение в обществе . Это, как правило, основное место работы .

Специфический статус связан с работой при определенных условиях для особых людей. ( Например , разведчик в условиях военных действий , доброволец при проведении экспериментов) . Кроме указанных типов статусов , существует обобщенный статус или индекс социальной позиции, что позволяет дать целостную оценку человека в системе социальных координат. Разнообразие социальных статусов и сложность общественных отношений иногда затрудняют определение социальной позиции человека. Но, как отмечал М. Вебер, существуют социальные законы, которые позволяют выделить основные признаки для определения той или иной социальной позиции. Это престиж профессии на данный период, уровень образования и уровень дохода.

Статус и роль представляют различные аспекты социального бытия. Статус отражает статический аспект, тогда как роль — динамический аспект. Статус — это положение человека в обществе, связанное с разделением труда. Всякий статус реализуется через социальную роль. Социальная роль — это модель поведения, обусловленная данным статусом . Чтобы определить статус человека , социологи образно сравнивают общество с пчелиным ульем , за каждым центром которого закреплена специальная функция. Аналогично этому человек, включившись в социальное взаимодействие, занимает определенный статусом ячейку и выполняет определенные функциональные обязанности. При этом она наделяется соответствующими правами, привилегиями и полномочиями. Тем самым человек занимает ту или иную социальную позицию. Поэтому социальный статус характеризует социальное положение в исторически определенной социальной системе координат.

Статус и роль представляют различные аспекты социального бытия. Статус отражает статический аспект, тогда как роль — динамический аспект. Статус — это положение человека в обществе, связанное с разделением труда. Всякий статус реализуется через социальную роль. Социальная роль — это модель поведения, обусловленная данным статусом . Чтобы определить статус человека , социологи образно сравнивают общество с пчелиным ульем , за каждым центром которого закреплена специальная функция. Аналогично этому человек, включившись в социальное взаимодействие, занимает определенный статусом ячейку и выполняет определенные функциональные обязанности. При этом она наделяется соответствующими правами, привилегиями и полномочиями. Тем самым человек занимает ту или иную социальную позицию. Поэтому социальный статус характеризует социальное положение в исторически определенной социальной системе координат.

Специфический статус связан с работой при определенных условиях для особых людей. ( Например , разведчик в условиях военных действий , доброволец при проведении экспериментов) . Кроме указанных типов статусов , существует обобщенный статус или индекс социальной позиции, что позволяет дать целостную оценку человека в системе социальных координат. Разнообразие социальных статусов и сложность общественных отношений иногда затрудняют определение социальной позиции человека. Но, как отмечал М. Вебер, существуют социальные законы, которые позволяют выделить основные признаки для определения той или иной социальной позиции. Это престиж профессии на данный период, уровень образования и уровень дохода.

Что такое социальный статус человека в обществе? Социальные статусы

С другой стороны, общество становится заложником социальных рамок . Один раз украл – значит, всегда будешь слыть вором. Если ты врач, то обязан помогать людям 24 часа в сутки и не имеешь права на профессиональную ошибку. Работник Макдональса всегда должен быть в хорошем настроении и улыбаться клиенту. То есть люди должны делать только то, чего от них ждут. Иначе, их ждет осуждение общества.

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

В рабовладельческих, феодальных, кастовых обществах преобладают предписанные статусы и высоко ценятся родственные связи. В демократических обществах приобретённые статусы явно преобладают над предписанными, а родственные связи ценятся сравнительно невысоко.

Достигаемый статус — социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Приобретенное социальное положение характеризуется мобильностью. Это должность, пост, финансовый уровень, достигнутый собственными усилиями. К примеру, человек из бедной семьи открывает собственный бизнес и создает себе капитал. Или же индивид получает повышение по должности.

Если престиж каких‑либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества — рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность — врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.

Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Статус Социально Защищенного

Социальную роль образно можно представить как точку, в которой смыкаются индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. Социальная роль имеет как бы два полюса: с одной стороны, это ролевые ожидания — то, чего окружающие ожидают от человека при выполнении данной роли, с другой -ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках данной роли .

Казалось бы, никто не в силах изменить пол, расу и национальность. Однако пол и цвет кожи можно изменить в результате хирургических операций. Появились понятия биологического пола и социально приобретенного. Мужчина, с детских лет игравший в куклы, одевавшийся, чувствовавший, мысливший и действовавший как девочка, усилиями медиков во взрослом возрасте становится женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому он был предрасположен психологически, но который не получил биологически. Какой пол — мужской или женский — следует считать прирожденным?

Например, в современной России статус ученого, студента, учителя, врача занижен, т.е. утрачено равновесие статусов. При этом наблюдается несоответствие между реальной значимостью некоторых индивидов и социальных групп и их социальным положением, между трудом и вознаграждением за него. Данное явление можно характеризовать как социальную несправедливость.

Заимствованное из театральной жизни понятие «роль» было введено в язык социологии и получило широкое распространение вначале среди американских социологов и социальных психологов под влиянием работ Г. Мида и Д. Морено. Надо сказать, что ролевая концепция личности довольно широко распространена как в западной (Т. Парсонс, Т. Мертон, Т. Шибутани и др.), так и в отечественной науке (И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

2. Способ получения. Ряд ролей обусловлен предписанными статусами (например, ребенка, юноши или взрослого гражданина): они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются: когда речь идет о роли профессора, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий человека.

Хотя читатель, вероятно, уже почувствовал, что идея статуса окружена достаточно непростыми терминологическими сложностями, все же в целях анализа я ввожу в этой работе еще одно разграничение: между статусными общинами и статусными колоннами или блоками. Статусная община – это, так сказать, подлинная форма прочной общины (или говоря социологическим языком – отношения Gemeinschaft); это общины, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно моей терминологии, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны (columns) или блоки – это скорее ассоциации или организации (отношения Gesellschaft), в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве (welfare state). Другие примеры – это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов… Это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на местное или национальное правительства. Таким образом, статусные колонны появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть устойчивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты многодетным семьям в 2022 году федеральные и региональные

Социальный статус личности представляет собой показатель того, насколько высокое положение в обществе, занимает какой-либо человек. Это не обязательно должностная характеристика: статус человека может меняться в зависимости от его пола, возраста, семейного положения или профессии. Эта позиция на социальной лестнице не только указывает на место человека, но и наделяет его определенными правами и обязанностями. Для каждого общества они могут быть разными.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Смешанный статус. Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. Например, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, массовые сокращения, разорение фирмы и др. Такие процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией.

Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Каким может быть социальный статус человека

Вслед за Фрэнком Паркином мы можем отметить, что статусные группы или общины (communities) обычно возникают в результате социальной и политической узурпации, вызывающей коллективную борьбу за расширение доступа к ограниченным ресурсам и за укрепление таким способом коллективной позиции в системе почета (honour). Вебер продолжил сравнение экономических классов и статусных общин (communities) c точки зрения их внутренней солидарности и воинственности. В отличие от экономических классов статусные группы — это характерные социальные коллективы общинного характера, который предполагает воспроизводство типичного стиля жизни и культурного наследства. Экономические же классы наоборот являются просто агрегатами индивидов, связанных вместе обменом и другими экономическими отношениями.

Положение человека в обществе определяется его профессией, национальностью, возрастом, семейным положением. (Все эти определяющие Р. Мер-тон называл «статусным набором».) Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Принимая на себя определённую роль, мы в некотором роде становимся её заложниками. С тех пор как социальный статус личности закреплён, окружающие знают, чего ждать от этого человека. Стереотип прицепится, как клещ, не позволяя сделать ни шага в сторону. Ведь как только ваше поведение выйдет за рамки ожидаемого, начнётся давление, призванное вернуть заблудшую овцу в стадо. Отличный инструмент удержания людей в нужном русле — система поощрений и наказаний.

Естественно, присвоение ярлыков происходит по-разному. Поэтому и социальные статусы делятся на предписанные и достигаемые. Предписанный статус человек получает с рождением, не имея почти никакой возможности изменить его в течение жизни. Индивид не прилагает никаких усилий для того, чтобы получить такой социальный статус. Примеры: пол, раса, дворянский титул, возраст и т. д. С раннего детства человека учат соответствовать предписанному статусу: «мужчина не должен плакать», «девочка должна быть красивой» и прочие стереотипы поведения призваны вырастить гармоничного члена общества.

  • статусные права и обязанности – определяют, что носитель статуса может и должен делать;
  • статусный диапазон – обозначенные рамки в пределах которых реализуются статусные права и обязанности;
  • статусный образ — совокупность представлений о должном виде и поведении обладателя статуса;
  • статусные символы – определенные внешние знаки отличия, которые позволяют разграничить обладателей разных статусов;
  • статусная идентификация – выяснение степени соответствия индивида статусу.

Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

  1. в одной группе вы занимаете высокое положение (например, вы – гендиректор крупного консалтинга), а в другой — низкое (в клубе футболистов вы самый худший игрок);
  2. ваши права и обязанности, относящиеся к одному статусу, противоречат правам и обязанностям другого социального положения (на работе вы строгий и требовательный начальник, а в кругу семьи – милая душка, которая пылесосит и моет за всеми посуду).

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

Если вы состоите на учете в Центре занятости населения, получите соответствующую справку там. К ней необходимо приложить трудовую книжку. В Едином регистрационном центре запросите . Снимите копии с и свидетельств о браке и рождении детей. Не забудьте оформить сберегательную книжку в – на нее будет начисляться .

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.

Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация — механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Данные критерии являются наиболее значимыми для формирования в России новой, качественно отличной от старой, системы социального страхования, так как органично сочетают в себе потребности и возможности современного общества. Придание институту социального страхования статуса обособленной и автономной организации, оптимальный уровень защиты застрахованных, полноценное участие в распределении страховых средств всех участников (и самое главное работников) – это тот минимум обязательств социального государства, который сегодня должен предоставляться населению. При этом в современной России обоснована целесообразность трехсторонней системы социального страхования, где ответственность за компенсацию и минимизацию социальных рисков разделена среди максимального числа участников (работодатель, работник, государство).

Статус Социально Защищенного

Социальная роль – множество действий, которые необходимо совершать человеку, чтобы следовать статусу. Это тот образ, который создает общество и предписывает определенному индивиду, модель его поведения, собранная окружением. Его обязанность – неукоснительно соблюдать правила.

Позиция человека по отношению к другим называется социальным статусом. Он зависит от ряда признаков. Каждое общество диктует свои критерии. Социальный статус наделяет человека властью, которую обеспечивает позиция в иерархической системе. Также роль индивида диктуется финансовыми накоплениями, размером имущества. Социальная группа предъявляет к нему требования, объясняющие его обязанности.

  1. Прирожденный – включает данности, которыми индивид наделен с самого рождения. Сюда входит пол, национальность, раса.
  2. Предписанный социальный статус – это данности, приобретаемые независимо от предпочтений человека. Например, сегодня вы юноша, а завтра старик: вы станете им, даже если вам очень не хочется стареть.
  3. Достигаемый – это то, что мы достигаем собственными усилиями. Вчера я была студенткой, а завтра, если приложу достаточно усилий и удачно сдам выпускные экзамены, стану экономистом.

Это все временные социальные статусы, не имеющие отношения к главному. Небольшие социальные группы, близкое окружение индивида наделяют его определенными качествами, создавая личный статус. Он отражает сформированное о человеке мнение, зависящее от поведения. Существует понятие групповой социальный статус, предполагающий принадлежность к профессии, нации.

Социальный статус определяет место индивида в созданной иерархии. Нахождение на верхних ступенях лестницы гарантирует ему власть и финансовое благополучие. Именно это основные характеристики главного социального статуса. Он даруется при рождении, зависит от расы, национальности, родственных связей. Но гораздо ценнее в современном обществе статус, заработанный собственным трудом. Когда человек, занимаясь ростом и развитием, достиг высшей ступени власти и добросовестно выполняет действия возложенной на него социальной роли.

Рекомендуем прочесть:  Материнский капитал 2022 омск размеры

Специфической чертой профессиональной деятельности медицинского работника является высокая включенность личности в профессиональную деятельность, т.е. личностные особенности работника выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Поэтому правомерно рассматривать в качестве продукта профессиональной деятельности как внешние, реализованные личностью, но отчужденные проявления профессиональной деятельности, так и степень выраженности определенных индивидуальных характеристик личности работника в процессе профессионального воздействия и взаимодействия.

Далее, также необходимо выделять понятие собственно социальный статус медицинского работника в профессиональной среде. Этот компонент показывает, какое место занимает медицинский работник как субъект определенных систем социальных отношений в конкретной профессиональной среде и фиксирует меру соответствия оценок продуктов профессиональной деятельности со стороны различных социально-профессиональных статусных позиций (коллеги, руководители, подчиненные).

Тем самым подтверждается необходимость включения в описание термина «квалификация» вышеназванных понятий — «уровень подготовленности» и «определение (оценивание) качеств чего-либо, кого-либо». Это позволяет понимать под квалификацией: готовность работника создавать продукты профессиональной деятельности, а также оценивание качеств этих продуктов (материальных и нематериальных, объектных и субъектных сущностей и т.д.) в сравнении с требуемыми, желаемыми или эталонными. При этом, говоря об эталонных продуктах, мы имеем в виду продукты, признанные наиболее значимыми и эффективными для социальной системы.

Профессиональная компетентность также определяет объем компетенций, круг полномочий медицинского работника в социальной сфере, особенно в той ее части, которая непосредственно примыкает к сфере собственно профессиональной. Исходя из этого, в профессиональной компетентности следует фиксировать ее социальный аспект, который отражает особенности профессии медицинского работника как представителя группы профессий социальной сферы.

В качестве продуктов деятельности, в зависимости от системообразующих признаков, могут выступать стандартизованные объекты, субъектные сущности. Представляется важным тот факт, что анализу подвергается не изолированно взятая деятельность, а продукты, произведенные субъектом в деятельности, ибо неправомерно оценивать деятельность в отрыве от ее субъекта, так же как неправомерно производить оценку субъекта вне осуществляемой им деятельности и созданных продуктов деятельности.

Социальный статус зависит от

Например, рабочие в XVIII веке – неудачники (нищие, бомжи, бродяги, социальные аутсайдеры). В советское время рабочие – основная категория населения, статус поднялся, у них появилась своя партия, которая не только выражает их идеи, но и диктует свои взгляды всему населению в области искусства, образования; их взгляды – господствующая идеология в обществе. Для того чтобы получить статус рабочего, стало необходимо учиться.

Подобно «статусному» Р.Мертон выделяет и ролевой набор, т.е. совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например, преподаватель может выполнять роли обучающего, воспитателя, исследователя, экзаменатора и т.д. При этом возникает вопрос: какие роли для человека являются лично значимыми, какие – ничего не значащими, а от каких он просто пытается дистанцироваться? Все это может приводить к возникновению ролевого конфликта, который обуславливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса.

– во-вторых, не дробить на части крупные имения, что благотворно для экономики. Кроме того, младшие братья, как уже говорилось раньше, при обзоре исторических типов личности, вынуждены идти на службу. Это влечет за собой появление целого класса профессиональных военных, юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д. и т.п. Ясно, что все это открывает новые возможности в развитии общества.

Несовпадение статусов (статусная несовместимость). Каждый из нас причастен ко множеству групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур и, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при «взвешивании» социальных функций. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Зачастую престиж данного статуса поддерживается, в основном, только силой социальной инерции. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Нередко противоречия между ролями приводят к внутреннему противостоянию, которое отнимает массу времени и сил. Например, во время стихийного бедствия спасатель в первую очередь пойдёт спасать собственную семью, повинуясь роли родителя и супруга. И лишь после того как он убедится, что его родные в безопасности, настанет время выполнения служебных обязанностей.

Социальный статус; 843

2. Понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать а ос­нове стратификации общества, отличной от стратификации, основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было пред­ложено М. Вебером.

Общество само устанавливает механизмы распределения стату­сов. Разграничение предписанных и приобретенных статусов указы­вает не столько на типы статусов, сколько на способы их распределе­ния, один из которых может преобладать. При этом то, в каких сферах преобладают приобретенные или предписанные статусы и в каком

Границу между предписанными и приобретенными статусами точ­но установить невозможно. С одной стороны, статус, обычно являю­щийся предписанным, человек может приобрести за заслуги (как это было с дарением звания дворянина в России). С другой стороны, ста­тус, который обычно является приобретенным, может в определенном смысле передаваться по наследству (как, например, в советские вре­мена, когда сын прокурора вполне мог быть равнозначен по своим возможностям прокурору).

Обычно у человека несколько статусов, однако существует толь­ко один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор). Такой статус называет­ся интегральным.

1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом. Такое понимание ста­туса было предложено Р. Линтоном.

Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

  • социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;
  • взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди;
  • в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;
  • социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща — это мать-в-законе, тесть — отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

К нему относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр — представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.

Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Личная определенность и социальный статус

Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой — низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой — двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая — это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он просто индивид.

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, кот. он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. . Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

При этом не все социальные статусы женщины и мужчины одинаково оцениваются окружающими. Некоторые из них являются престижными, а некоторые – наоборот. Иерархия престижа зависит от таких положений, как реальная полезность той или иной социальной функции и система ценностей, действующая в этом конкретном обществе.

Один большой спор в социологии возник по поводу вопроса, характеризуются ли социальные отношения прежде всего согласием или конфликтом. Теории социального согласия стремятся объяснить, как формируется социальный порядок, они обычно утверждают, что социальная стабильность создается общими ценностями и ожиданиями. Представители же конфликтной социологии находятся под впечатлением скорее от распространенности конфликтов, напряженности и беспорядка, чем от сфер согласия и консенсуса. Если смотреть из нашего времени, то многие из этих споров кажутся сейчас чем-то непродуктивным, поскольку на уровне здравого смысла ясно, что все социальные отношения порождают одновременно как согласие, так и конфликт. Однако в анализе статусных групп и статусной борьбы есть сильные аргументы в пользу подхода конфликтной социологии, так как в этой работе я утверждаю, что статус по самому своему характеру влечет бесконечную борьбу из-за распределения ограниченных ресурсов, особенно культурных. Конфликтная социология в своей наиболее разработанной форме дает общий и теоретически важный подход к социальным отношениям.

Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых людей, а личный — среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

Что такое социальный статус, можно понять и через призму достигнутых результатов. Каждой личности предоставляется широкий выбор возможностей, обусловленных предписанными статусами. Приобрести новое положение в обществе каждая личность может, используя свои индивидуальные способности, предпочтения, исполнительность или, как это ни странно, везение. Ведь Майкл Янг, знаменитый британский социолог, вполне удачно смог сформулировать подобный феномен. Он говорил о том, что важные титулы королей, лордов и принцесс – это предписанные социальные статусы, которые закреплены за индивидуумом вне зависимости от приложенных им усилий ради достижения высоких рангов.

Рекомендуем прочесть:  Срок уплаты транспортного налога в 2022 году физическими лицами

Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Обществу далеко не все равно, каким будет результат социализации. Если этот результат негативный — состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.

  • в связи с занимаемой в обществе позицией индивида становятся неопределенными его ожидания и встречные ожидания других людей;
  • статусная нестабильность влияет на уровень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального вознаграждения.

Социальный статус и социальная роль

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус — это положение, а роль — социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Социальное положение индивида, его социальный статус определяется существующей системой общественных отношений, которые характеризуют место субъекта, входящего в данную социальную структуру. Такие отношения в ходе практической совместной деятельности людей устанавливаются на длительное время и носят объективный характер.

Хотя читатель, вероятно, уже почувствовал, что идея статуса окружена достаточно непростыми терминологическими сложностями, все же в целях анализа я ввожу в этой работе еще одно разграничение: между статусными общинами и статусными колоннами или блоками. Статусная община – это, так сказать, подлинная форма прочной общины (или говоря социологическим языком – отношения Gemeinschaft); это общины, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно моей терминологии, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны (columns) или блоки – это скорее ассоциации или организации (отношения Gesellschaft), в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве (welfare state). Другие примеры – это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов… Это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на местное или национальное правительства. Таким образом, статусные колонны появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть устойчивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Социальный статус положение человека в обществе

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус — это положение, а роль — социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Приобретённый социальный статус человека в обществе не даётся с рождения, завладеть соответствующим положением могут только лица, подходящие для этого. Не все люди, появившиеся на свет в мужском обличии, могут приобрести статус мужа или отца. Автоматически этого не произойдёт – всё зависит от поступков, поведения и отношения к жизни конкретного индивида. Становление желаемого статуса происходит с помощью использования таланта, желания, целеустремлённости и активной позиции.

В условиях, когда механизм рыночных отношений затрагивает социальное положение человека, очевидно, что вся социальная структура испытывает на себе их прямое и косвенное воздействие. Напряженность в социальной структуре общества нередко складывается под влиянием не только объективных тенденций развития отношений рынка, но и изменений, происходящих в общественном сознании, что проявляется в соответствующих установках и поведении людей. Вместе с тем, как показывает жизнь, сложные проблемы социальной структуры решаются тем эффективнее, чем полнее объективная логика ее функционирования совпадает с субъективной деятельностью людей, когда материальный аспект дополняется духовным, нравственным.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Чего зависит социальный статус

Обществу далеко не все равно, каким будет результат социализации. Если этот результат негативный — состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.

  • Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – , достаточной твердостью, и т. д.
  • Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
  • Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
  • Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
  • Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение; этническая принадлежность; уровень образования; должность; проф. принадлежность; власть; доход и богатство; образ жизни и т.д.

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист или священник.

Один большой спор в социологии возник по поводу вопроса, характеризуются ли социальные отношения прежде всего согласием или конфликтом. Теории социального согласия стремятся объяснить, как формируется социальный порядок, они обычно утверждают, что социальная стабильность создается общими ценностями и ожиданиями. Представители же конфликтной социологии находятся под впечатлением скорее от распространенности конфликтов, напряженности и беспорядка, чем от сфер согласия и консенсуса. Если смотреть из нашего времени, то многие из этих споров кажутся сейчас чем-то непродуктивным, поскольку на уровне здравого смысла ясно, что все социальные отношения порождают одновременно как согласие, так и конфликт. Однако в анализе статусных групп и статусной борьбы есть сильные аргументы в пользу подхода конфликтной социологии, так как в этой работе я утверждаю, что статус по самому своему характеру влечет бесконечную борьбу из-за распределения ограниченных ресурсов, особенно культурных. Конфликтная социология в своей наиболее разработанной форме дает общий и теоретически важный подход к социальным отношениям.

Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

Решение этой задачи возможно с помощью метода дифференцированного подхода, предполагающего всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта. Дифференцированный подход требует знания теоретических выводов,

Глубокий социально-политический кризис в современной России привел к серьезным негативным последствиям прежде всего в социальной сфере, обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.

более полная реализация концепции самопомощи, предполагающей активизацию жизненных сил человека, потенциала его собственных возможностей в разрешении возникших у него проблем, в удовлетворении потребностей жизнеобеспечения и активного социального функционирования;

Такой подход служит основой социальной работы с инвалидами для многих органов социальной защиты, социальных служб. Создаются реабилитационные центры, социальные службы на предприятиях, развивается сотрудничество между государственными и негосударственными структурами. Наблюдение и прогнозирование уровня занятости инвалидов позволяют органам власти на местах принимать своевременные меры для организации и приспособления к нуждам граждан с ограниченными трудовыми возможностями новых рабочих мест и сети специализированных предприятий, помогают активно влиять на законодательный процесс в этой области.

Социальная работа, как известно, направлена прежде всего на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека или группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи исключительную актуальность приобретает индивидуальная социальная работа, которая определяется как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу»[54].