Связаны Ли Аварии На Налог

Авария на производстве: последствия для учета и налогообложения

Аварии на производстве бывают самые разные, различны и их последствия. Обычно это выход из строя того или иного оборудования, порча или уничтожение материально-производственных запасов, при неблагоприятном исходе — несчастный случай с работниками. Бухгалтеру важно правильно квалифицировать затраты, прямо или косвенно связанные с аварией и ее последствиями. Пожалуй, наиболее существенны из них затраты на восстановление поврежденного имущества. Напомним: ремонтные расходы — это стоимость содержания и эксплуатации имущества оператора связи, относятся они в состав затрат по обычным видам деятельности.

Однако суть затрат, связанных с устранением последствий аварий, иная. Как правило, такие происшествия вызваны действиями людей либо обстоятельствами непреодолимой силы. В первом случае убытки и затраты организации должны быть компенсированы за счет виновных лиц. Во втором случае затраты являются некомпенсируемыми — раньше они назывались чрезвычайными, чтобы бухгалтер предусмотрительно их выделял. Фактически задача бухгалтера — отделить обычные расходы от чрезвычайных.

К сожалению, практика показывает, что от нештатных ситуаций никто не застрахован, особенно на производственных предприятиях, эксплуатирующих различные опасные объекты. Какие расходы возникают при устранении последствий аварий? Как квалифицировать данные затраты для целей бухгалтерского учета, налогообложения? Что еще следует знать бухгалтеру о чрезвычайных ситуациях?

Чтобы определить все последствия аварии в стоимостном выражении, нужна инвентаризация. Об обязательности этого мероприятия в случае порчи имущества, стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, сказано в п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ . Насчет амортизируемого имущества нет подобных рекомендаций в Методических указаниях по бухгалтерскому учету ОС . Тем не менее при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях также может иметь место повреждение основных фондов. Не обязательно показывать их выбытие, если меняются поврежденные механизмы (элементы), то есть происходит восстановление объектов ОС, а соответствующие расходы списываются как прочие затраты, включая стоимость материалов, оплату труда работников аварийного подразделения и начисленные страховые взносы во внебюджетные фонды.

Есть Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера . В нем сказано, что чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В свою очередь, ликвидация ЧС — аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных опасных факторов.

Разъяснения следующие. По общему правилу транспортный налог следует перечислять за транспортные средства, которые признаются объектом налогообложения и состоят на регистрационном учете. Это следует из положений статьи 358 НК РФ. Соответственно, до тех пор, пока автомобиль не снят с регистрационного учета, налог нужно платить.

Но для уничтоженных транспортных средств сделано исключение. По таким ТС налогообложение прекращается с 1-го числа месяца уничтожения (гибели) транспорта (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Чтобы не платить налог, владелец утраченного ТС должен подать заявление в любую ИФНС по своему выбору. Форма заявления утверждена приказом ФНС от 29.12.20 № ЕД-7-21/972@ (см. «Форма заявления о гибели транспортного средства утверждена официально»).

Налоговые органы не будут начислять транспортный налог на уничтоженные автомобили

ФНС также отмечает, что в случаях, если арестованный автомобиль должника принудительно продается на торгах в рамках исполнительного производства, то с момента реализации машины уже новый собственник несет расходы на ее содержание. В том числе новый собственник должен уплачивать транспортный налог, независимо от момента прекращения регистрации автомашины на предыдущего владельца.

Ведомство отмечает, что документированные и не опровергнутые налоговым органом сведения, которые подтверждают полное уничтожение автомашины, свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения независимо от даты прекращения регистрации в органах ГИБДД.

Сроки уплаты транспортного налога организациями устанавливаются законами субъектов РФ. Срок уплаты не может быть установлен ранее срока подачи налоговой декларации. При этом срок сдачи декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларации за 2022 год сдаются не позднее 3 февраля 2022 года, так как 1 февраля выпадает на нерабочий день.

Декларация сдается в ИФНС по месту нахождения транспортных средств. Плательщики, отнесенные к категории крупнейших, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. От налогообложения освобождаются транспортные средства, находящиеся в розыске, промысловые и пассажирские морские и речные суда, тракторы и специальные автомашины, зарегистрированные на сельхозпроизводителей. Также не облагаются налогом морские платформы (стационарные и плавучие) и буровые суда.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Является ли передача ТС страховой компании реализацией автомашины? Какая сумма является реализацией, а какая сумма будет являться страховым возмещением? Нужно ли платить НДС? НДС входит в сумму, или надо начислять НДС сверху? Какая сумма будет являться базой для расчета НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.)
— Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения, занимается торговлей непродовольственными товарами. У организации на балансе числится автомобиль, который после аварии (восстановлению не подлежит) был выкуплен страховой компанией по КАСКО. Автомобиль учитывался в составе основных средств, стоимость его недоамортизирована. Автомобиль был приобретен у физического лица. Со страховой компанией подписано дополнительное соглашение к договору страхования, где указана стоимость годных остатков. Каков порядок налогового учета (налог на прибыль, НДС) и бухгалтерского учета операций, связанных с выбытием автомобиля и получением страхового возмещения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2022 г.)
— Энциклопедия решений. Страховая выплата (возмещение) по КАСКО в случае утраты или гибели транспортного средства;
— Энциклопедия решений. Страховая сумма. Страховая стоимость.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Передача поврежденного автомобиля (годных остатков) страховщику является реализацией и образует объект обложения НДС. НДС исчисляется в общем порядке на дату передачи автомобиля (годных остатков) страховщику (в марте 2022 года), даже если выплата еще не получена.
При определении размера налоговой базы в данном случае следует ориентироваться на расчеты страховщика, исходя из которых стоимость автомобиля (годных остатков), превышающая сумму ущерба от наступления страхового случая, составляет 246 тыс. рублей.
Следование иной позиции содержит риски привлечения организации к налоговой ответственности в виде штрафа за неуплату налога в результате занижения налоговой базы.

Обоснование позиции:
Прежде отметим, что в настоящее время вопрос о порядке налогообложения, в т.ч. НДС, операций, связанных с выбытием автомобиля в связи с отказом от права собственности на него в пользу страховщика, однозначного ответа не имеет.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон N 4015-I) в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы*(1).
В свою очередь, передача организацией на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары признается для целей налогообложения реализацией товаров (п. 1 ст. 39 НК РФ). Товаром для целей НК РФ признается любое имущество (виды объектов гражданских прав, за исключением имущественных прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ), реализуемое либо предназначенное для реализации (п.п. 2, 3 ст. 38 НК РФ).
Поврежденный в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) автомобиль или его годные остатки могут быть реализованы, поэтому оснований для непризнания указанного имущества товаром в целях налогообложения не имеется, что косвенно подтверждается письмами ФНС России от 20.05.2022 N ГД-4-3/8429@, Минфина России от 20.04.2022 N 03-07-15/22310, от 28.04.2011 N 03-07-11/114 о порядке исчисления НДС страховщиком при последующей реализации полученных от страхователей автомобилей.
Реализация товаров на территории РФ является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. В первую очередь, это операции, не признаваемые реализацией на основании п. 3 ст. 39 НК РФ. Однако ни в п. 2 ст. 146 НК РФ, ни в п. 3 ст. 39 НК РФ операции по передаче застрахованного имущества (равно как и годных остатков) страховщику в порядке, установленном п. 5 ст. 10 Закона N 4015-I, не поименованы. Поэтому мы не видим оснований не признавать реализацией и, соответственно, объектом обложения НДС передачу страховщику права собственности на поврежденный автомобиль (или годных остатков), что подтверждается обнаруженной нами судебной практикой. Так, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21.04.2022 N Ф05-4480/17 по делу N А40-243303/2022 (далее — Постановление N Ф05-4480/17) суд согласился с налоговым органом, что общество неправомерно не исчислило НДС со стоимости переданных страховой компании годных остатков поврежденной в ДТП автомашины.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ налоговая база определяется на наиболее раннюю из дат — день отгрузки (передачи) товаров или день оплаты в счет предстоящей поставки. В случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты в счет предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки в счет поступившей предоплаты также возникает момент определения налоговой базы (п. 14 ст. 167 НК РФ). Каких-либо особенностей определения этого момента для рассматриваемой ситуации не предусмотрено. Соответственно, если поврежденный в ДТП автомобиль передан страховщику по акту приема-передачи в марте 2022 года (как мы понимаем из вопроса — до фактической выплаты денежных средств), то НДС необходимо исчислить на дату передачи, даже если страховое возмещение еще не было получено.
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров, если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. По смыслу п. 3 ст. 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если не доказано обратное.
Несмотря на то, что в данном случае стоимость передаваемого автомобиля (годных остатков) прямо не указана в дополнительном соглашении со страховщиком, говорить о его безвозмездной передаче не приходится (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Так, в приводимом уже Постановлении N Ф05-4480/17 суд не принял ссылку налогоплательщика на ст. 236 ГК РФ. В силу толкования положений ст.ст. 235, 236, 454, 927 ГК РФ, Правил и текста соглашения со страховой компанией, передача права собственности страховой компании на годные остатки производится не в порядке ст. 236 ГК РФ как отказ от собственности, а в порядке купли-продажи данных годных остатков, поскольку право собственности на них передается в обмен на выплату застрахованному лицу страхового возмещения в виде полной страховой стоимости застрахованного транспортного средства, с учетом износа (при выборе выплаты страхового возмещения без передачи годных остатков из страховой стоимости вычитается рыночная стоимость годных остатков), что является по существу встречным представлением и указывает на возмездный характер данной сделки.
В решении Арбитражного суда Алтайского края от 27.04.2022 по делу N А03-21154/2022 также сказано, что при конструктивной гибели транспортного средства заявитель отказывается от права собственности на такое основное средство в пользу страховой компании и получает страховое возмещение в полном размере (включая стоимость поврежденного транспортного средства, которое именуется «годные остатки»). В результате такой сделки страхователь получает сумму страхового возмещения в большем размере, а именно: сумму ущерба плюс стоимость аварийного (поврежденного) автомобиля. В случае сохранения прав на поврежденное транспортное средство за страхователем страховая сумма будет меньше на стоимость аварийного (поврежденного) автомобиля. В последующих судебных инстанциях по этому делу (определением ВС РФ от 18.01.2022 N 304-КГ17-20561 налогоплательщику отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ) этот факт не ставился под сомнение*(2).
Аналогичная ситуация имеет место и в данной ситуации — размер страхового возмещения определен в зависимости от того, будет ли поврежденный автомобиль передаваться страхователю, в связи с чем есть основания считать, что при выбранном варианте страховое возмещение в размере полной страховой суммы включает в себя две составляющие:
— страховое возмещение ущерба в результате конструктивной гибели застрахованного имущества;
— оплату стоимости передаваемого в собственность страховщика поврежденного автомобиля (годных остатков).
Смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 14.10.2011 N Ф05-10163/11 по делу N А40-10959/2011, где суд подтвердил правомерность разделения налогоплательщиком страховой выплаты на две части.
При определении размера налоговой базы по НДС в данном случае, по нашему мнению, следует ориентироваться на расчеты страховщика, согласно которым страховая выплата при условии сохранения страхователем транспортного средства у себя составляет 254 000 рублей, а при условии передачи его страховщику — 500 000 рублей. Фактически это означает, что страховая компания «выкупает» поврежденный автомобиль за 246 000 рублей*(3). Исходя из п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по этой операции должна определяться, как стоимость передаваемого автомобиля (годных остатков) без включения в нее НДС, т.е. 205 000 рублей. Тогда налог, исчисленный по ставке 20%, составит 41 000 рублей (205 000 х 20%) (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Сказанное согласуется с правовой позицией, согласно которой предъявляемая продавцом сумма НДС всегда является частью цены договора (выделяется из цены для целей налогообложения), если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33), что применимо и к случаям реализации имущества по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Как следует из определения ВС РФ от 06.04.2022 N 309-ЭС16-17994, рыночная стоимость является величиной, формируемой рынком, и не зависит от применяемой системы налогообложения собственником или покупателем объекта оценки. Если определение рыночной стоимости производится для совершения сделки по отчуждению имущества и операции по реализации этого имущества облагаются НДС, по умолчанию предполагается, что цена, определенная на основе рассчитанной независимым оценщиком рыночной стоимости, включает в себя НДС*(4).
Тем не менее вопрос определения размера налоговой базы по НДС в подобных случаях нельзя назвать однозначным. В частности, в том же Постановлении N Ф05-4480/17 налоговый орган при аналогичных обстоятельствах (отсутствии в соглашении о переходе права собственности и акте приема-передачи годных остатков их стоимости) определил налоговую базу по НДС исходя из первоначальной стоимости автомашины, отраженной в регистрах бухгалтерского учета на дату ДТП. Конечно, суды отклонили доводы инспекции, признав неправомерным начисление НДС с суммы, превышающей рыночную стоимость годных остатков, определенной по требованию страховой компании независимым экспертом. Однако сам факт подобного расчета свидетельствует о спорности ситуации.
К примеру, нельзя исключить, что при отсутствии отдельно выделенной в соглашении стоимости годных остатков налоговый орган сочтет всю сумму полученного страхового возмещения суммой, связанной с расчетами по их оплате, увеличивающей налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В то время как в общих случаях суммы страхового возмещения, получаемые организацией от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), поэтому такие суммы в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 08.12.2022 N 03-03-06/1/81905, от 01.09.2022 N 03-07-11/50215, от 17.07.2013 N 03-03-05/27903).
Подытоживая сказанное, считаем, что передача поврежденного автомобиля (годных остатков) страховщику в целях получения от него страховой выплаты в повышенном размере является реализацией и образует объект обложения НДС. Следование иной позиции с большой долей вероятности может повлечь привлечение организации к ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату или неполную уплата налога в результате занижения налоговой базы (20% или 40% от неуплаченной суммы).
Налоговая база в анализируемой ситуации, по нашему мнению, определяется исходя из стоимости переданного автомобиля (годных остатков), определенной как разница между полной страховой суммой, причитающейся от страховщика, и суммой фактического ущерба, который очевидно указан в альтернативном варианте страховой выплаты (с условием оставления транспортного средства у себя). Оснований считать данную операцию безвозмездной передачей нет, поэтому положения п. 2 ст. 154 НК РФ к данному случаю неприменимы. В связи с чем возможность использования для целей уплаты НДС рыночной стоимости поврежденного в ДТП автомобиля, определенной независимым оценщиком, привлеченным для этих целей налогоплательщиком или налоговым органом, и отличной от использованной страховой компанией (тем более в меньшую сторону), представляется сомнительной*(5).
К сожалению, официальных разъяснений по подобным ситуациям нами не обнаружено, а судебную практику нельзя назвать обширной. Во избежание налоговых рисков напоминаем о праве налогоплательщика на обращение за письменными разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы и выплаты за третьего ребенка в 2022 году в нсо

————————————————————————-
*(1) В п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20 сказано, что при отказе страхователя (выгодоприобретателя) от прав на застрахованное имущество заключения соглашения в целях реализации указанного права не требуется, поскольку отказ страхователя (выгодоприобретателя) от прав на застрахованное имущество при его полной гибели носит императивный характер и является односторонней сделкой.
Вместе с тем сторонами договора добровольного страхования имущества может быть заключено соглашение о процедуре передачи страховщику годных остатков, то есть о том, когда, где и какие именно остатки ему будут переданы, а в случае хищения застрахованного транспортного средства — о последствиях его обнаружения после выплаты страховщиком страхового возмещения.
*(2) Смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2022 N Ф04-3703/17. Отметим, что в данном деле спор касался, в частности, порядка признания расходов от списания переданного страховщику автомобиля. Суд посчитал, что указанную операцию, исходя из фактических обстоятельств дела, следует рассматривать не в качестве реализации основного средства (автомобиля), а в качестве реализации материалов, полученных от ликвидации основного средства.
*(3) Смотрите также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 N 09АП-16300/11, в котором кроме прочего указано, что доход от реализации поврежденного автомобиля определяется как разница между суммой, полученной от страховщика, и суммой фактического ущерба. Судом отмечено, что для корректной оценки правильности отражения Налогоплательщиком в учете операций по получению от страховщика сумм страхового возмещения по полностью уничтоженным автомобилям необходимо учитывать действительный экономический смысл и содержание таких операций. При этом следует иметь в виду, что юридическое оформление передачи страховщику транспортного средства (годных остатков) в связи с его полной гибелью имеет второстепенное значение по отношению к экономическому смыслу такой хозяйственной операции.
Причем в этом деле именно налоговый орган приводил доводы о безвозмездности передачи права собственности на годные остатки и отсутствии включения в страховое возмещение их рыночной стоимости, требуя при этом восстановить НДС с остаточной стоимости «погибших» основных средств.
*(4) Энциклопедия решений. Выделение НДС в цене гражданско-правового договора.
*(5) Исходя из ст.ст. 12, 13 Закона N 135-ФЗ, рыночная стоимость объекта оценки может быть оспорена в судебном порядке. При этом следует учитывать, что в таком случае размер страхового возмещения также может быть скорректирован исходя из цены, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании (смотрите также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).

Есть вероятность, что НДФЛ с дохода в виде штрафов и неустоек придется платить самостоятельно. Даже если в суде вам проиграла организация или ИП , то есть налоговый агент, он сам удержит НДФЛ с выплаты, только если в решении суда указано, какая это должна быть сумма. Но он сообщит налоговой, что НДФЛ не был удержан, и дальше дело за вами.

При этом страховая организация еще удержит НДФЛ с суммы социального налогового вычета по этому договору, то есть 13% от взносов до 120 тысяч рублей за каждый год действия договора, — даже если страхователь не получал этот вычет. Чтобы предотвратить это, надо отдать в страховую организацию справку из ФНС о том, что вычет не предоставлялся или предоставлялся в определенном размере.

Пример. Дача и движимое имущество в ней застрахованы на 5 млн рублей, полис стоил 10 тысяч. Произошел пожар, дача сгорела дотла вместе с мебелью и другим имуществом. Стоимость дачи и движимого имущества 4 млн рублей. Если страховая компания выплатит 5 млн, налоговой базой будут 990 тысяч — деньги сверх стоимости имущества и стоимости полиса. Надо уплатить НДФЛ в размере 128 700 рублей.

2. С выплат по договорам добровольного имущественного страхования вроде каско или страхования недвижимого имущества налог придется заплатить, только если выплата больше, чем фактический ущерб. Такие ситуации маловероятны. Сама компенсация ущерба налогом не облагается.

Рекомендуем прочесть:  Компьютер офисный по окоф 2022

Автомобиль попал в ДТП: можно ли учесть расходы на ремонт для целей налогообложения

Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2007 N А56-20533/2006 было отмечено, что не компенсированные страховой компанией затраты на ремонт автомашины общество правомерно включило в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. В данном случае суд указал, что к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком, в частности потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

В постановлении постановления ФАС Уральского округа от 31.07.2007 N Ф09-6029/07-С3 по делу N А60-34329/06 также было указано, что каких-либо ограничений по включению в состав налоговой базы расходов на ремонт основных средств в зависимости от вида имущества, причин, повлекших ремонт, или правового положения лица, его осуществившего, данная правовая норма не содержит.

В отсутствие же подтверждения факта и характера причиненных транспортному средству повреждений, имеется риск того, что налоговые органы посчитают необоснованным отнесение затрат на ремонт автомобиля в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Например, в постановлении Девятого ААС от 12.02.2007 N 09АП-210/2007, где рассматривалась ситуация, когда факт произошедшего ДТП сотрудниками ГИБДД не был зафиксирован, а страховой случай не был оформлен, расходы на ремонт застрахованного легкового автомобиля в связи с дорожно-транспортным происшествием, произошедшим по вине водителя, были признаны судом необоснованно отнесенными на расходы, уменьшающие доходы.

При этом расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ). В составе прочих расходов могут быть учтены и произведенные налогоплательщиком расходы на ремонт основных средств, которые признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п.п. 1 ст. 260, п.п. 1, 5 ст. 272 НК РФ)*(1). Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств установлен в ст. 324 НК РФ.

Налоговые льготы, категории граждан, которые могут на них рассчиты­вать, размер этих самых льгот также устанав­ливаются региональ­ными властями. Федераль­ным законо­датель­ством от транс­портного налога освобождены только владельцы легковых автомо­билей, специально оборудо­ванных для исполь­зования инвалидами, а также машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, которые были получены через органы соцзащиты.

До этого схема была несколько сложнее. Если, например, автомобиль сгорел или уничтожен в аварии, утилизи­рован, и при этом нет возмож­ности снять его с учёта в ГИБДД, налог до вступления в силу этой поправки продолжали начислять. Освобож­дались от уплаты транс­портного налога лишь люди, у которых угоняли автомобили.

Транспортный налог — региональный. Поэтому ставки по нему устанав­ливаются местными властями на своё усмотрение. Общие — лишь базовые параметры начисле­ния налога, утверждённые правитель­ством России. Каждый регион вправе изменять их в сторону увели­чения или уменьшения, но не более чем в 10 раз. При этом никаких ограни­чений на уменьшение ставки в отношении легковых автомо­билей мощностью до 150 л.с. в законо­дательстве нет — и некоторые регионы обнуляют ставки для маломощных машин.

Граждане, имеющие право на получение социальной поддержки в соответ­ствии с Законом Российской Федерации «О соци­альной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС» от 15.05.1991 федераль­ными законами «О социальной защите граждан Россий­ской Федерации, подверг­шихся воздей­ствию радиации вследствие аварии в 1957 году на производ­ственном объедине­нии «Маяк» и сбросов радио­активных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 и «О социаль­ных гарантиях гражданам, подверг­шимся радиаци­онному воздей­ствию вслед­ствие ядерных испытаний на Семи­палатин­ском полигоне» от 10.01.2002

Региональным властям разрешено устанав­ливать дифферен­цированные ставки в отношении каждой категории транс­портных средств, а также менять их с учётом возраста транспортных средств и/или их экологиче­ского класса. Для наглядности рассмотрим, как и по каким параметрам рассчиты­вается транспортный налог в Москве.

С 03.07.2022 по 31.12.2022 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

  1. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, — по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси).
  2. Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны.
  3. Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ.
  5. Ветераны и инвалиды боевых действий.
  6. Инвалиды I и II групп.
  7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  8. Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида.
  9. Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно, — на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
  10. Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  11. Физлица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.
  12. Физлица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  13. Физлица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  14. Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.
  15. Организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и осуществляющие деятельность в целях реализации соглашений об управлении ОЭЗ, — в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанные организации, с момента заключения с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашений об управлении особыми экономическими зонами. Льгота предоставляется сроком на 10 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.
  16. Управляющие компании Международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие соглашения об осуществлении проекта с управляющей компанией Международного медицинского кластера и осуществляющие на территории Международного медицинского кластера деятельность по реализации проекта (с 01.01.2022 по 31.12.2027 — ст. 4 закона № 33 в редакции закона г. Москвы о внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в сфере налогообложения от 29.11.2022 № 45).
  17. С 01.01.2022 по 31.12.2024 — лица, имеющие транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогу и определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в определении от 13.02.2022 (дело № 2-54/2022) по аналогичному спору применил п. 2 ст. 28 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». По нему пользователи дорог имеют право на компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу из-за нарушения техрегламентов теми, кто строит, реконструирует или содержит дороги.

Рассматриваемое решение интересно тем, что судебная коллегия посчитала необходимым установить степень вины истицы и ответчика в равных долях, посчитав, что причиной ДТП послужило как наличие недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, так и нарушение истицей ПДД РФ. Формирование практики подобного рода способствует полному, всестороннему и справедливому рассмотрению такой категории дел.

И обратили внимание, что в споре факт недостатков дороги был подтвержден. Аналогичные решения принимались и в других судах. Так, апелляционным определением Сургутского городского суда от 13 марта 2022 года (дело № 11-38/2022) было оставлено в силе решение мирового судьи о взыскании с городской администрации ущерба по ДТП, в которое истец попал из-за плохой дороги, приводит пример Надежда Попова, юрист «Павлова и партнеры». Суды обеих инстанций справедливо определи, что в границах города содержать дороги в надлежащем состоянии – обязанность администрации. Однако Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф. Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена. Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст. 963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.

Рекомендуем прочесть:  Какая сумма губернаторских выплат в 2022 году за третьего ребенка ростов на дону

В деле Моренова ВС также указал: доказать отсутствие вины должен тот, кто причинил вред (в данном случае это ООО «Магистраль»). Ответчик должен доказать и то, что ДТП произошло по неосторожности водителя – что не учли нижестоящие суды. Никаких доказательств того, что на месте ДТП были знаки об имеющемся недостатке дороги и объезде препятствия, в деле не было, указал ВС.

Как остановить начисление транспортного налога

В 2022 г. у собственников утилизированных ТС появилась возможность напрямую уведомлять ФНС об утрате автомобиля для прекращения начисления транспортного налога и аннулирования прежних начислений. Для этого в налоговую надо подать заявление. В нем помимо прочего нужно указать реквизиты документа, который подтверждает уничтожение машины, например справки или акта администрации района об утилизации авто. Без этого документа ФНС может отказать в аннулировании начисленного налога.

(Прим. ред.: 15 марта 2022 г. ФНС сообщила об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу (а также порядка ее заполнения и формата представления такого заявления в электронной форме), формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (Приказ ФНС России от 29 декабря 2022 г. № ЕД-7-21/972@).)

До 2022 г. урегулировать данный вопрос чаще удавалось только в судебном порядке. Сама ФНС не аннулировала налог, начисленный на утраченный автомобиль. Вместе с тем еще в 2022 г. об этом высказался Верховный Суд РФ 2 : если машины не существует, то транспортный налог начисляться не должен. И не имеет значения, снята она с учета или нет. Эту позицию взяли на вооружение нижестоящие суды 3 . Под напором судебной практики ФНС была вынуждена признать: если есть документально подтвержденные сведения о том, что ТС уничтожено, значит, объекта налогообложения не существует.

«Из-за долгов по кредитам был наложен запрет на регистрационные действия автомобиля. В 2022 г. я его разобрал и сдал в пункт приема металлолома. Недавно погасил все долги, ограничения на машину перестали действовать, и я снял ее с учета в ГАИ. Можно ли вернуть транспортный налог, который я уплатил за 2022–2022 гг., если автомобиль в это время уже был сдан на металлолом?» – такое письмо получила «АГ» от читателя.

Законодательством не урегулирован вопрос о том, как ФНС должна возвращать денежные средства, перечисленные за утилизированный автомобиль. Если этого не произойдет, можно подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Его форма утверждена ФНС.

Чрезвычайные ситуации: отражаем последствия в учете

Как уже упоминалось выше, при возникновении чрезвычайной ситуации руководителем организации назначается внеплановая инвентаризация. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества, его состояние и оценка. Результаты оформляются в соответствии с установленным порядком.

6) для лиц, принимающих участие в стихийных бедствиях, существуют исключения при определении налоговой ответственности (обстоятельствами, исключающими вину в совершении налогового правонарушения, признается совершение правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств)*(8).

Пожар, затопление и другие чрезвычайные ситуации несут не только потерю или порчу имущества организации, но иногда, к сожалению, и вред сотрудникам. В данном случае нужно правильно отразить все расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств, а также уделить особое внимание восстановлению документов и учета в целом.

Одновременно для обоснования списания полностью утраченных или испорченных объектов учета необходимо получить документы, подтверждающие обращения в соответствующие службы (службы ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, органы МВД, коммунальные службы и т.п.) по факту утраты (порчи) активов, решения этих инстанций, а также заключения специализированных организаций.

Обратите внимание, что вопрос восстановления НДС при недостачах и порче является спорным. Случаи, когда плательщик НДС обязан восстановить сумму «входного» налога, перечислены в Налоговом кодексе *(10). Ситуации с недостачами и порчей не указаны в этом перечне. В то же время специалисты Минфина России настаивают на восстановлении налога, поскольку товар не используется в налогооблагаемых операциях*(11). ФНС России поддерживает эту позицию*(12).

На государственном уровне от ЗН полностью освобождаются общины и отдельные представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С остальных льготных категорий граждан (см. пункт 5) не взимается плата только с шести соток одного из участков, находящихся в собственности.

Многодетные семьи платят НИ, но не за всю площадь – в расчет не принимаются по пять квадратов на каждого ребенка в квартире и по семь – в доме. Кроме того, для них, как и для пенсионеров, предусмотрен вычет по ЗН, равный кадастровой стоимости 600 квадратных метров земли.

Платить налоги и получать вычеты выгоднее с универсальной картой «Халва». Возвращайте себе 1% от суммы всех обязательных платежей свыше 1 тысячи рублей и зарабатывайте до 10% годовых со средств, которые хранятся на карте. Оформите карту и получите бесплатное обслуживание.

Многодетные семьи (с тремя и более несовершеннолетними детьми) не освобождаются от уплаты НИ полностью, но имеют право вычесть из налогооблагаемой базы по квартире кадастровую стоимость пяти квадратов, а в случае с жилым домом – семи квадратных метров в расчете на каждого ребенка, не достигшего 18 лет. То есть семья с пятью детьми может не платить налог с 25 квадратных метров квартиры и 35 квадратов частного дома.

У Надежды Сергеевны есть в собственности две квартиры и коттедж, но имущественный налог она платит только на однушку. Дело в том, что она пенсионерка, а значит, освобождается от платежей на один объект налогообложения каждого вида. В данном случае – дома и любой из своих квартир на выбор.

Поговорим о транспортном налоге

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2022 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2022 № 541-О [1] ).

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу № А79-4212/2022).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2022 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

В каких случаях можно не платить налоги

Платить налоги и получать вычеты выгоднее с универсальной картой «Халва». Возвращайте себе 1% от суммы всех обязательных платежей свыше 1 тысячи рублей и зарабатывайте до 10% годовых со средств, которые хранятся на карте. Оформите карту и получите бесплатное обслуживание.

  • медицинские и образовательные услуги для себя или близких родственников;
  • благотворительные взносы в пользу различных фондов, социальных, религиозных и прочих организаций, которые ведут деятельность не ради извлечения дохода;
  • вложения в накопительную часть пенсии, страхование жизни на срок от пяти лет, негосударственное пенсионное страхование и обеспечение.

Плательщиками земельного налога (ЗН) являются люди, владеющие землей по праву собственника или наследника, а также получившие участок в бессрочное пользование. Размер взноса зависит от кадастровой стоимости и не может превышать предельных границ, обозначенных в налоговом законодательстве.

При продаже имущества можно вернуть налог максимум с 250 тысяч рублей, при покупке – с 2 млн рублей. Если недвижимость куплена в ипотеку, то компенсации подлежат еще и проценты (лимит – 3 млн рублей). Когда размер вычета превышает уплаченный за год НДФЛ, остаток переносится на будущие периоды.

Если говорить о физлицах, от уплаты полностью освобождены инвалиды, которые получили специально оборудованный автомобиль мощностью не более 100 лошадиных сил от органов соцзащиты, а также собственники угнанных транспортных средств – конечно, только до момента возврата.

Проверка транспортного налога онлайн

Система показывает, числится ли машина в угоне, находится ли в залоге или в лизинге. Если автомобиль эксплуатируется как такси и имеет ограничения ГИБДД — это также указывается. Отдельный раздел посвящен регистрационным действиям (выводятся списком с указанием дат, региона и статуса собственников). Все факты агрегатируются из базы Госавтоинспекции России и других официальных источников.

Проверка транспортного налога по ВИН или госномеру на сайте Автокод занимает считаные минуты и доступна онлайн круглосуточно без регистрации. Сервис стабильно работает с 2012 года, пользуется признанием рядовых автолюбителей и организаций. За один день система выполняет более 15 тысяч проверок, помогая покупателям и продавцам транспортных средств.

На сайте «Автокод» можно проверить транспортный налог онлайн. Для этого достаточно ввести гос.номер автомобиля в форму проверки и получить подробный отчет об истории машины. Сервис доступен всем желающим без регистрации, а узнать все необходимое об авто удастся за 5 минут.

  • открываем главную страницу сайтаАвтокод;
  • вводим номер государственной регистрации (или VIN);
  • получаем доступ к полной версии (не забываем вводить промокод, он выдается после покупки первого отчета);
  • пролистываем документ до раздела «Стоимость ОСАГО и налога»;
  • проверяем.

Если вы не знаете госномер автомобиля, используйте код VIN (ВИН). Это идентификационный номер транспортного средства. ВИН содержит 17 символов (латинские буквы и арабские цифры), которые обозначают регион и страну производства, характеристики машины, особенности модельного года. Металлическая табличка с указанием VIN располагается на кузове (реже – шасси) авто.