Статья Вак Педагогический Контроль Спорт

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Уровень физического развития обследуемых оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов. Последний метод является наиболее популярным. Метод антропометрических индексов позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.

Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).

Только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии. Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовленности вполне достаточно для психофизической готовности к будущей профессии. В других случаях (юридические, технические специальности и др.) общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня готовность к профессиональному труду. В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу профессионально-прикладная физическая подготовка контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в учебной программе. Обычно эти нормативы имеют отличия у студентов различных факультетов в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания, общую физическую подготовленность, методические и двигательные умения и навыки.

Анаэробная тренировочная зона используется главным образом профессиональными спортсменами при подготовке к состязаниям. Задачи оздоровления, коррекции фигуры и др. успешно решаются в аэробной зоне. Подготовленные занимающиеся, не имеющие отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы, могут использовать для тренировок границу аэробной и смешанной зон или выполнять работу чуть большей мощности, когда увеличение концентрации молочной кислоты в крови незначительно.

Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физкультурой и спортом

Цель всего комплекса диагностических приёмов — дать всестороннюю оценку состояния психического и физического здоровья. Такую оценку призвана осуще­ствлять диспансеризация спортсменов с периодичностью два раза в год. Для этого привлекаются все специалисты врачебно-физкультурного диспансера (терапевт, травматолог, окулист, невропатолог и т.д.). Диспансеризации подлежат спортсмены 1 разряда и выше, члены сборных команд города и области, учащиеся ДЮСШ.

2.1. Антропометрия (масса тела, рост сидя и стоя, окружность грудной клет­ки в покое, на вдохе и выдохе, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, кистевая и становая динамометрия). Оценка состава тела (тощей, жировой, мышечной и костной массы) — по толщине жировой складки и диаметрам конечностей.

Врачебный контроль — основной раздел спортивной медицины. Как говорил первый народный комиссар здравоохранения и председатель комитета по физкуль­туре профессор Н.А.Семашко: «Без врачебного контроля нет советской физичес­кой культуры». Основное содержание врачебного контроля и формы работы:

Педагогический контроль представляет собой систему анализа методичес­ких приёмов, используемых тренером в учебно-тренировочном процессе. Цель его состоит в том, чтобы определить — соответствует ли применяемая методика целям и задачам занятия, физической подготовленности занимающихся и др. При этом используются наблюдение, видеосъёмка, хронометрирование, анализ конс­пектов занятий, анализ дневников самоконтроля, анализ текущих и перспектив­ных планов подготовки спортсмена.

3.Врачебно-педагогический контроль, причём не только ведущих спортсме­нов, но и на обычных учебных занятиях по физической культуре. Осуще­ствляется хронометрирование урока, измеряется ЧСС и АД, выводится так называемая «физиологическая кривая» нагрузки, определяется плот­ность занятия — общая и моторная, даётся заключение о правильности занятия.

Врачебно — педагогический контроль спортсменов

To monitor the health and physical fitness athlete, addressing rehabilitation and transition to a new athlete (reinforced) training regimen, conducted medical-pedagogical supervision. Health and teacher observation — it is the joint work of the doctor, coach and athlete. Medical support of the training process involves carrying out the following types of surveys:
primary-
-annual
-depth
extra-
-stage
the current-
-term
Keywords: medical-pedagogical supervision, monitoring, postnagruzochnye changes, physical performance, pulse pressure

By controlling proper biological loads, we can find out about the morpho-functional state of an athlete at any training or competitive stage. This ensures that the necessary measures can be taken to prevent illness or injury to achieve good performance in a particular sport.

много занимающийся изучением особенностей ЭКГ у спортсменов отмечает следующие : умеренную и выраженную синусовую брадикордию, синусовую аритмию, низкие зубцы Р, зубцы Т большой амплитуды, высокий вольтаж комплекса QRS, смещение сегментов SТ выше изолинии до 3.5 мл.. вертикальная и полувертикальная позиция сердца, часто отклонение электрической оси сердца в право.

Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы спортсменов и определение их адаптационных возможностей к физическим нагрузкам мы наблюдали 40спортсменов военного колледже спорта ЦСКА МО РК. Виды спорта: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, прыжки на батуте. Наблюдение с нагрузкой проводились 3 раза в неделю:

В процессе физической нагрузке регистрируется увеличение ударного объема крови, повышения систолического внутрисердечного давления. Перкуторно определяется расширения сердечной тупости влево на 1-1.5 см. при аскультации сердца у спортсменов часто (30%) выслушиваются глухие тоны. Причиной является мощное развитие мускулатуры грудной клетки ухудшающая проводимость звуков сердца, а также повышается тонус блуждающего нерва. На ЭКГ чем больше длительность интервала PQ. Тем слабее 1 тон. Систолические шумы функционального происхождения частое явление у спортсменов(25-50%). ЭКГ спортсменов в покое :

Педагогический контроль в спортивных занятиях

Организация физического воспитания в школе базируется на принципах интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования и с оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. Только в таких условиях можно практически реализовать оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность физической культуры и как учебной дисциплины, и как мощного средства развития личности.

Учебно-тренировочные занятия в спецклассах организуют тренеры — преподаватели ДЮСШ, СДЮШОР. При организации спецклассов за основу берется вариант №19 базисного учебного плана Министерства образования и науки Республики Казахстан для школ (классов) с углубленной теоретической и практической подготовкой по физической культуре.

Настоящее издание — первый опыт создания рекомендаций по спортивной подготовке обучающихся в условиях модернизации дополнительного физкультурного образования в общеобразовательном учреждении. Организация деятельности спец. классов в школе включает в себя современные подходы к физической подготовке обучающихся, систему контроля за физической подготовленностью воспитанников, написана в соответствии с действующими программами по традиционным и новым, популярным в молодежной среде видам спорта, повышающим мотивацию к регулярным занятиям физической культурой.

Физическая культура так же, как экономика, литература, искусство и другие общественные явления, имеет в своем развитии свои особенности и закономерности.1-е содержание, организационные формы, методические приемы постоянно изменяются и дифференцируются в зависимости от ведомственных интересов, хода научно-технического прогресса, культурных потребностей, целей и задач общества.

При согласовавший с педагогическим советом и родителями спортсменов администрация школы имеет право вносить изменения в строки начала и окончания учебного года, четвертей, полугодий, сдачи зачетов и экзаменов, в объемы прохождения учебной и учебно-тренировочной программы, определять для конкретного спецкласса профилирующие и факультативные предметы, а также устанавливать числе учащихся в спецклассах в пределах:

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

К числу самых простейших по доступности, но имеющих достаточную информативность относятся: анализ и результаты наблюдения (опрос о субъективных ощущениях в ходе занятия и наблюдения за внешними признаками утомления), измерение веса тела, определение ЧСС, измерение АД, определение частоты дыхания и др.

Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

Чтобы оценить воспроизводимость еще одного показателя теста (регрессионные остатки), были определены уравнения регрессии, отражающие зависимость между временем «обводки» стоек и временем бега футболистов на 30 м Для футболистов 14-15 лет эта зависимость между переменными носила линейный характер

Обозначена тенденция контролировать техническую подготовленность юных и взрослых футболистов тестами В качестве контрольных заданий применялись следующие технические приемы удары (жонглирование, удары на дальность и точность), ведение (по прямой, по искривленной траектории), остановки (грудью, ногами), вбрасывания (на дальность и точность), комплексы упражнений (остановки — ведение — удары и т д )

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы есть для матерей одиночек в 2022 году

Данное противоречие позволяет определить проблему, требующую научного разрешения необходимостью проведения исследования направленного на разработку скрытых резервов в области педагогического (этапного) контроля за технической подготовленностью учащихся СДЮШОР и КСП по футболу, так как в этот период (10-18 лет) закладывается и совершенствуется их спортивное мастерство Данная проблема позволила сформулировать тему исследования — «Педагогический контроль за технической подготовленностью юных футболистов»

Методологической основой исследования являлись теория функциональных систем [П К Анохина], концепция системы управления подготовкой юных футболистов [В П Филин, М Я Набатникова], концепция системы подготовки резерва для профессионального футбола [А А Сучилин], математическая теория тестов в спорте [В Л Уткин, П А Маслаченко, В М Зациорский, М А Годик]

Оптимальным вариантом для осуществления индивидуальной подготовки признается групповая форма проведения учебно-тренировочных занятий АС Полижаев [1998] экспериментально показал, что применение групповой формы тактической подготовки юных футболистов, основанной на учете их индивидуально-психологических особенностей привело к значительному увеличению темпов совершенствования тактических умений и навыков Аналогичные результаты получены и К А Шперлингом [1997] при формировании учебных групп новичков футбола на основе их индивидуально-типологических особенностей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

This paper proposes an approach to the formation of teams in dance sport at various levels on the basis of the rating control of competitive activity dance duets. The efficiency of the application of the rating control for integrated preparedness of athletes in DanceSport. Based on the methods of control, consisting of competitions gradation in the degree of importance and the scoring of the table depending on the occupied space and the number of participants in competitions.

В научно-методической литературе контроль интегральной подготовленности рассматривается в основном применительно к спортсменам высокого класса. Применение интегрального контроля в подготовке спортивного резерва изучено в научно-методической литературе менее детально. В свою очередь применение интегрального контроля может быть, по нашему мнению, эффективным и на более ранних этапах подготовки, особенно в процессе комплексного контроля за соревновательной подготовленностью.

Гипотеза исследования: предполагалось, что учет результативности выступлений в серии соревнований, основанный на изучении масштаба соревнований, количества участников и занятого места на соревнованиях, позволит разработать методику рейтингового контроля за интегральной соревновательной подготовленностью танцоров различного возраста и квалификации, обеспечивающую высокую точность прогноза успешности выступлений на соревнованиях, что может быть использовано в процессе формирования сборных команд.

Для танцоров возрастных групп Дети-1 и Дети-2 официальный рейтинг пар рассчитывается по программе общего зачёта (Европейские и Латиноамериканские танцы), для всех остальных официальный рейтинг пар рассчитывается отдельно по программам Европейских танцев, Латиноамериканских танцев и Двоеборья.

По нашему мнению, применение рейтингового контроля за соревновательной деятельностью может являться достоверным показателем интегрального контроля и использоваться в качестве основы для формирования сборных команд различного уровня. Однако сведений о применение рейтингового контроля соревновательной деятельности в танцевальном спорте на различных этапах подготовки, на наш взгляд, недостаточно.

База знаний студента

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно, в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом, вперед — лордозом. При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кифоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Боковых искривлений позвоночника — сколиозов в норме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению — лево — или правосторонние и S-образные. Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и вправо (или влево), которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточная мускулатура туловища или неправильное положение при работе за столом.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

Педагогический контроль — это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

Тестирование функционального состояния. Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).

В программе для детско-юношеских спортивных школ определены требования по физической подготовке, при приеме в учебные группы, при выпуске из них и по окончании каждого года занятий (переводные). Результаты контрольных испытаний по физической подготовке и сопоставлении их с нормами позволяет тренеру выявить динамику роста спортивных результатов и прогнозировать достижения спортсмена.

Программирование процесса многолетней подготовки волейболистов дает необходимый эффект только при наличии системы контроля за ходом подготовки. Большая роль отводится педагогическому контролю, задача которого состоит в осуществлении индивидуализации тренировочного процесса с учетом пола, возраста, степени физического развития занимающихся и уровня их физической подготовленности, в определении эффективности применяемых средств и методов по видам подготовки, коррекции тренировочных планов.

Прыжок с места. На поясе (сзади) у спортсмена закрепляется вертикально сантиметровая лента (устройство В.М. Абалакова). На ней отмечается точка отсчета при положении испытуемого стоя на всей ступне (а). Спортсмен совершает прыжок вверх толчком двух ног с активным взмахом рук. После прыжка вновь отмечается показатель на сантиметровой ленте (б). Величину прыжка определяют по разнице (б) и (а). Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50×50 см. делается три попытки, учитывается лучший результат.

Программирование процесса многолетней подготовки волейболистов дает необходимый эффект только при наличии системы контроля за ходом подготовки. Большая роль отводится педагогическому контролю, задача ко­торого состоит в осуществлении индивидуализации тренировочного про­цесса с учетом пола, возраста, степени физического развития занимающихся и уровня их физической подготовленности, в определении эффективности применяемых средств и методов по видам подготовки, коррекции трениро­вочных планов. В программе для детско-юношеских спортивных школ определены требования по физической подготовке, при приеме в учебные группы, при выпуске из них и по окончании каждого года занятий (переводные).

Бег «Елочка» 92 м. На боковых линиях волейбольной площадки через 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи весом 1 кг (по три мяча на линии). Седьмой мяч находится на расстоянии 1 метра от середины лицевой линии. По сигналу спортсмен начинает бег, касаясь поочередно мячей 1, 7, 2, 7, 3, 7, 4, 5, 7, 6, 7. Фиксируется время пробегания первой половины дистанции и всего пути.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности.

Педагогический контроль — это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%.

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности — огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму «резервных мощностей» основных систем организма. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма. Таким образом, естественно-защитные реакции являются одним из самых главных условий существования жизни на земле. Они лежат в основе приспособляемости — способности живых органов сохранять и совершенствовать свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические — это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например — иммунитет после перенесенных заболеваний — корь, оспа и т.д.

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог для пенсионеров красноярск на 2022 год калькулятор

Определение физической нагрузки во время занятия Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из студентов средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 с и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали — частоту сердечных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе.

Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов

Тестирование является наиболее распространенным способом педагогического контроля над процессом спортивной подготовки. Особенно много разработано тестов для оценки физической и технической подготовленности спортсменов. Это опубликовано В.И. Зациорским, М.А. Годик, еще в 1964 году, у А.И. Беляева, Е.В. Фомина в 1982 году, Ю.Н.э Клещева, А.Г. Айрияну в 1985 г. и др.

Волевое усилие поддерживается и второстепенными стимулами. Очень важно при возникновении утомления медленно представить себе что-нибудь, уметь переключать внимание на посторонние предметы. Преодолению утомления способствует также самоубеждение, самоободрение, самоприказы.

Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки.

Немаловажное значение имеет правильный разбор игр, в котором тренер отмечает все случаи проявления нерешительности и указывает на необходимость смелых и решительных действий. Поощрение игроков, проявляющих смелость, решительность во время игры, даже если их действия не достигли цели, так же способствует воспитанию решительности. Наконец, большое значение для воспитания решительности может иметь воздействие на самолюбие спортсмена, указание на перспективы игрока при устранении данного недостатка.

Прием контрольного испытания по данному тесту следует проводить на первом занятии по обучению технике волейбола. Начальное тестирование каждого испытуемого и оценка с помощью соответствующих его возрасту и полу нормативов определит исходный уровень физической подготовленности ученика. Повторное тестирование в конце прохождения учебного занятия по волейболу и соответствующая оценка по нормативам дает возможность педагогу определить степень прироста результатов и дать анализ педагогического процесса за истекший период.

В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности, прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обменных процессов.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий. Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения за указанным спортсменом.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки, помимо данных ЧСС, целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега вы можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же вы начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону. Эти тесты подтверждает заповедь родоначальника оздоровительного бега, знаменитого новозеландского тренера Артура Лидьярда — «бежать легко”

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10—12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Врачебный контроль за юными спортсменами . Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольно широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способствуют увеличению ЖЕЛ.

У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах

Все студенты, занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополнительные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлению преподавателя физического воспитания.

После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий, показания и противопоказания, лечебные и профилактические назначения

При отсутствии противопоказаний обследуемому выдается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической подготовленности в процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.

Педагогический контроль в спортивных занятиях

Наилучшие результаты обычно демонстрируются во второй или третьей попытке. При тестировании максимальной изометрической силы в «батарею» тестов чаще отбирают упражнения для оценки силы мышц сгибателей пальцев кисти, предплечья, мышц передней стенки брюшного пресса, разгибателей ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, а также становая сила.

3. Расходы по содержанию специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом во вне учебное время проводятся в пределах планов контингентов и ассигнований, установленных по группам продленного дня в общеобразовательной школе, иных привлеченных средств.

Режим продленного дня, расписание занятий по общеобразовательным предметам и учебно-тренировочные занятия для специализированных классов устанавливаются администрацией общеобразовательной школы совместно с руководством спортивной школы в зависимости от местных условий вида спорта.

Следует различать стретчинг развивающий и стретчинг релаксирующий. Особенности релаксирующего стретчинга — пассивный характер, растягивание до границы болевых ощущений, удобные релаксирующие позы, соответствующий настрой занимающегося. Релаксирующий стретчинг применятся:

Точное катание мяча рукой. Тест проводится с набивным мячом весом 1 кг. Исходное положение то же, что и в предыдущем тесте. Мишень обозначается на полу на расстоянии 3-5 м (в зависимости от возраста). Ребенок должен катнуть мяч сначала одной рукой, а затем другой так, чтобы мяч остановился точно над мишенью. Даются две пробных и пять зачетных попыток. Определяется суммарное отклонение остановившегося мяча от мишени за 5 попыток.

В журнале учета учебно-тренировочной работы фиксируются не­обходимые справочные данные о спортсмене, его достижения, инди­видуальные задания, результаты контрольных и тестовых испытаний, медицинских и специальных обследований, посœещаемость, направ­ленность и содержание занятий.

Контроль — это операция, при помощи которой определяется соот­ношение между содержанием тренировки и ее следствием. Он тесно связан с планированием. Только на основе данных контроля над ди­намикой функционального состояния спортсмена, его спортивных результатов, общей. [читать подробенее]

Рекомендуем прочесть:  Задолженность По Коммунальным Платежам Взыскивают С Собственника Или Зарегистрированных

Распространенными методами получения объективной инфор­мации о состоянии спортсмена являются обследования, проводимые ] с использованием программного обеспечения, и тестирование с помо­щью специального прибора. В данный период изучаются функциональ- , ное состояние организма спортсмена, его психические функции, спе­циальная работоспособность.

Совершенствование планирования и контроля тренировочно­го процесса связано с разработкой и внедрением информационно-управленческих систем. Тренер не в состоянии получить и осмыслить огромный объем информации, необходимый для оптимального пла­нирования современного процесса тренировки. Помощь в этом ока­зывает компьютерная техника.

I) поэтапный контроль — оценка перманентного состояния спорт- > смена в течение относительно длительного времени (недель, ме*| сяцев); эта форма контроля дает информацию о степени подго­товленности на том или ином этапе круглогодичного процесса, на ее основе ставятся поэтапные задачи тренировки, планиру­ются результаты выступлений;

Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом»

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольно широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способствуют увеличению ЖЕЛ.

Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.

Массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту группу занимающихся распределяют по следующим медицинским группам:

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин — 60-70% веса, для женщин — 45—50% веса. Становая мышечная сила — это сила мышц разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

Педагогический, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности.

Педагогический контроль — это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физическими упражнениями. Полноценный контроль требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности — огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму «резервных мощностей» основных систем организма. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма. Таким образом, естественно-защитные реакции являются одним из самых главных условий существования жизни на земле. Они лежат в основе приспособляемости — способности живых органов сохранять и совершенствовать свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические — это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например — иммунитет после перенесенных заболеваний — корь, оспа и т.д.

Контрольные испытания. В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности студентов. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств студентов.

Определение физической нагрузки во время занятия Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из студентов средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 с и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали — частоту сердечных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе.

Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом»

Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Все студенты, занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополнительные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлению преподавателя физического воспитания.

Массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту группу занимающихся распределяют по следующим медицинским группам:

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин — 60-70% веса, для женщин — 45—50% веса. Становая мышечная сила — это сила мышц разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

2-я — лица с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, или начальными формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, а также практически здоровые люди с недостаточной физической подготовленностью.

Планирование и контроль — важные условия совершенствования всей системы тренировки. При помощи планирования упорядочивается процесс будущей тренировки. Планирование тренировки должно обязательно основываться на контроле физического состояния спортсмена, уровня его технической и тактической подготовленности и нагрузки, которую он выполняет. Информация о состоянии футболиста может быть предоставлена комплексом показателей, отражающих уроков всех видов подготовки. Тренер должен стремиться к целенаправленному изменению этих показателей за счёт управления тренировочными нагрузками .

Исходя из этого, под педагогическим контролем следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием тренировки, которая может, быть использована тренером в целях управления, т.е. оценки характера /направления, величины/ изменения в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и выработки на основе этой информации новых управляющих команд.

тренировочного упражнения, серии упражнений и целостного занятия. Анализ результатов оперативного контроля основан на исследовании зависимости типа «доза-еффект», где «дозой воздействия» служит величина выполненной нагрузки, а «эффектом»-объём и направленность вызванных ею в организме биохимических сдвигов. В связи с этим одна из главных задач оперативного контроля нагрузки является определение соотношения между параметрами физической и физиологической нагрузок упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия.

Эффективность контроля нагрузок в футболе зависит от того, какие показатели используются, насколько взаимосвязаны разновидности контроля нагрузок, каким должно быть состояние тренировочных и соревновательных нагрузок, при помощи, каких критериев оценивается воздействие нагрузок.

Известно, что физическое состояние человека характеризуется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития двигательных функций. Оценивать уровень телосложения можно с помощью различных антропометрических приборов. Тесты, оценивающие уровень телосложения, используются только при поэтапном контроле .