Путевка Отруднику Санаторно Курортное Лечение Счет Фсс В 2022 Году Косгу 213

Полагаем, из этого следует, что с 01.01.2022 уменьшить налоговую базу на стоимость санаторно-курортного лечения можно, только если оно приобретено непосредственно у санаторно-курортной организации, а не у посредника (туроператора или турагента). Это же указано в пояснительной записке к проекту комментируемого закона. Поэтому договор на оказание услуг по санаторно-курортному лечению безопаснее заключать напрямую с санаторно-курортной организацией. Также новая редакция п. 24.2 ч. 2 ст. 255 НК РФ допускает возможность компенсации работнику соответствующих затрат, произведенных самостоятельно. По нашему мнению, работник в этом случае должен заключить договор тоже непосредственно с санаторно-курортной организацией.

Федеральный закон от 17.02.2022 № 8-ФЗ (далее – Закон) внес изменения в п. 24.2 ч. 2 ст. 255 НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2022. Эта норма регулирует порядок учета при расчете налога на прибыль расходов организаций на санаторно-курортное лечение, туризм и отдых работников и членов их семей на территории РФ (подробнее см. здесь).

В настоящее время для того чтобы включить в состав расходов на оплату труда затраты на оказание работникам и членам их семей услуг по санаторно-курортному лечению (включая услуги по проживанию и питанию), работодателю нужно заключать с туроператором или турагентом договор о реализации туристского продукта. Однако с 1 января 2022 г. услуги по санаторно-курортному лечению (обслуживанию) отделены от перечня услуг, оказанных в соответствии с договором о реализации туристского продукта, которые могут быть учтены в расходах.

При этом к услугам по санаторно-курортному лечению не относятся услуги по перевозке туриста по территории РФ и экскурсионные услуги. Они, как и прежде, могут быть только в составе турпродукта (вместе с услугами по проживанию и питанию), реализуемого туроператором или турагентом.

Путевка Отруднику Санаторно Курортное Лечение Счет Фсс В 2022 Году Косгу 213

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение бюджетным учреждением путевки на санаторно-курортное лечение штатному работнику отражается с применением элемента видов расходов «244 Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ. В связи с отсутствием указанной увязки в Таблице соответствия КОСГУ и КВР от 17.04.2022 учреждению необходимо согласовать возможность ее применения с учредителем и (или) финансовым органом, а до согласования учитывать расходы на приобретение путевки по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ и элементу видов расходов «244 Прочая закупка товаров, работ и услуг» при условии дальнейшего уточнения подстатьи КОСГУ.
Поступление компенсации от ФСС и от работника отражается в бухгалтерском учете учреждения в качестве доходной операции по аналитической группе подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» и подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ с использованием счета 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) применяют положения приказа Минфина России от 29.11.2022 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н), а также Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2022 N 02-05-10/45153 (далее — Методические указания).
Расходы на приобретение товаров, работ и услуг (в рассматриваемом случае это путевка на санаторно-курортное лечение) в пользу штатного работника учреждения следует относить к социальным пособиям в натуральной форме (абзац седьмой п. 7 Порядка N 209н) и отражать по подстатье 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ (п. 10.6.7 Порядка N 209н).
Если бюджетное учреждение является участником пилотного проекта ФСС «Прямые выплаты», то оплата путевки на санаторно-курортного лечение первоначально осуществляется самим учреждением за счет имеющихся у него средств, с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС (п. 3 Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2022 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, далее — Положение N 294).
Таким образом, бюджетное учреждение:
— заключает договор на приобретение для штатного работника путевки на санаторно-курортное лечение;
— оплачивает договор за счет имеющихся в распоряжении денежных средств;
— направляет комплект документов для возмещения затрат в ФСС.
Учет приобретенной бюджетным учреждением путевки осуществляется в порядке, определенном для учета денежных документов, и ведется на счете 201 35 «Денежные документы» (п. 169 Инструкции N 157н). Возмещаемые в дальнейшем на расчетный счет учреждения расходы подлежат отражению в качестве компенсации затрат учреждения на счете 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат»:
— за счет средств ФСС — на основании представленных документов (п.п. 3, 4 Положения N 294);
— за счет средств работника, если такая норма установлена локальным актом бюджетного учреждения (например, Коллективным договором в разделе «Соглашения по охране труда», или «Планом финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на текущий год»).
Для определения кода вида расхода (КВР) бюджетному учреждению следует руководствоваться Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом Минфина России от 08.06.2022 N 132н (далее — Порядок N 132н). Расходы на приобретение указанной путевки на санаторно-курортное лечение штатному работнику должны отражаться с применением элемента видов расходов «244 Прочая закупка товаров, работ и услуг». Однако согласно информации Минфина России от 17.04.2022 «Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2022 г.» (далее — Таблица соответствия) увязка подстатьей 267 КОСГУ с элементом вида расходов 244 не предусмотрена.
Но необходимо учитывать, что Таблица соответствия не является нормативным актом, а носит рекомендательный характер. Кроме того, Минфин России периодически уточняет ее, в том числе по мере поступления обращений от субъектов учета. Следовательно, текущий перечень установленных Таблицей соответствия увязок не является исчерпывающим*(1). Поэтому учреждению следует согласовать возможность применения такой увязки с учредителем и (или) финансовым органом, а до согласования учитывать расходы на путевки по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ*(2) и элементу видов расходов 244 при условии возможного дальнейшего уточнения подстатьи КОСГУ.
С учетом изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 0 302 67 837 Кредит 0 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18 (244 КВР, 267 КОСГУ)
— отражена оплата путевки.
2. Дебет 0 201 35 510 Кредит 0 302 67837
— поступление путевки
3. Дебет 0 208 67567 Кредит 0 201 35610
— выдана путевка работнику учреждения
4. Дебет 0 401 20 267 Кредит 0 208 67 667
— отражены затраты бюджетного учреждения на основании представления корешка путевки
5.1. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134 (абз. 13 п. 109 Инструкции N 174н)
— отражено начисление компенсации затрат бюджетного учреждения за счет ФСС;
5.2. Дебет 2 209 34 567 Кредит 2 401 10 134 (абз. 13 п. 109 Инструкции N 174н)
— отражено начисление компенсации затрат бюджетного учреждения за счет сотрудника
6.1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
— отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения компенсации ФСС его расходов в части выплаченного.
6.2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 667,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
— отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения компенсации от сотрудника.

————————————————————————
*(1) Аргументом в пользу возможности применения увязки подстатьи 267 КОСГУ с элементом вида расходов 244 при приобретении путевок персоналу является дополнение Минфином России Таблицы соответствия от 08.04.2022 новой увязкой: вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатьи 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ в части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
*(2) Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (п. 3 ст. 40 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), следовательно, возможно отражение по подстатье 226 КОСГУ, как оплата медицинских услуг (абзац 17 п. 10.2.6. Порядка N 209н).

Рекомендуем прочесть:  Мжно Ли Арендовать Земельный Участок Не Стоящий На Кадостровом Учете

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.

С 2022 года коды КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но используются в учете и отчетности. В 2022 году необходимо применять их для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. В Приказе № 209н указано, что такое КОСГУ в бухгалтерии, — коды для оперативного учета в бюджетном учреждении. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. от 28.12.2022).

Законодатели ввели шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что входит в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни, то есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 гл. 2 Приказа № 209н.

  • 136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
  • 139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
  • подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.

Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

Еще в 2022 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2022 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

КОСГУ и КВР — это универсальные кодификаторы в работе бюджетников. Коды применяются не только в бухучете учреждений государственной сферы, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. Чиновники обновили увязки между кодами на 2022 год.

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.

460 Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность

В части расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, а также в части расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования по предоставлению средств нормированного страхового запаса территориального фонда казенным медицинским учреждениям в целях обеспечения мероприятий

В части возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной, а также в целях реализации постановления Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (за исключением расходов проезд привлекаемых лиц)

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

В части выплаты материальной помощи в рамках социальной поддержки обучающихся за счет средств стипендиального фонда, а также материальной помощи безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

  • по подстатье 224 стали фиксировать возмещение арендодателю и ссудодателю сумм уплаченных налогов на имущество и землю;
  • по коду 226 отражают расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • в код 228 добавлены затраты на архитектурно-археологические замеры, разработку технических условий присоединения к системам ИТО (инженерно-технического обеспечения), блок инженерно-геодезических и кадастровых работ при условии формирования стоимостью этих работ капвложений в объекты основных фондов;
  • статью 260 расширили введением новых затрат, фиксируемых на подстатьях:
    • 262 – ряд социальных пособий: студентам по БиР, разовые выплаты выпускающимся детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, пособия, являющиеся публичными нормативными обязательствами;
    • 264 – разовые выплаты (матпомощь) членам семьи умершего бывшего или вышедшего на пенсию сотрудника, либо работнику, в т. ч. бывшему или вышедшему на заслуженный отдых) – по случаю смерти члена семьи, оплата первых трех дней нетрудоспособности по больничному бывшим сотрудникам;
    • 265 – возмещение затрат на погребение бывшего сотрудника в пределах установленной законом суммы лицам, взявшим на себя эту обязанность;
    • 266 – оплата 4 дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, выплаты при увольнении и выходе на заслуженный отдых по выслуге лет;
  • по коду 141 теперь отражаются доходы не только от штрафов, полученных за нарушение закона о госзакупках (закон № 44-ФЗ от 05.04.2013) и условий подписанных контрактов, но и от пени, начисленных за указанные нарушения;
  • шифром 211 фиксируют разовые выплаты к отпуску госслужащих, компенсации за неиспользованный отпуск, доплаты за совмещение должностей, расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников;
  • из списка затрат по коду 213 удалены расходы на пособия за счет ФСС по временной нетрудоспособности и БиР, поскольку фонд теперь производит прямые выплаты на эти цели;
  • по кодам 212 и 214 отражают расходы по несоциальным выплатам соответственно в денежном и натуральном выражении, направленным на сохранение кадрового резерва, стимулирования занятости, а по КОСГУ 214 учитывают также выплаты на личное потребление сотрудникам.
  • подстатья 139 формируется за счет поступивших от ФСС возмещений расходов на проведение мероприятий, направленных на снижение травматизма/профзаболеваний персонала и санаторно-курортное лечение работающих во вредных условиях;
  • подстатьи 422 и 423, на которых учитывается обесценение НМА с определенным и неопределенным СПИ (сроком полезного использования) соответственно. Прежняя редакция Порядка на подстатье 422 объединяла обесценение всех НМА;
  • подстатьи 452 и 453, на которых по аналогии с подстатьями 422 и 423 отражается снижение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (СНПРИД) с определенным и неопределенным СПИ, т. е. расходы разграничиваются по критерию определимости срока службы объекта.

Эти нормативные акты довольно часто обновляются, и согласно последним изменениям, внесенным приказами Минфина РФ № 222н от 29.09.2022 и № 331н от 29.12.2022, целый ряд новшеств вступил в силу с начала 2022 года: введены новые КВР и КОСГУ, упразднены некоторые из ранее действовавших кодов, и, как следствие, трансформирована таблица сопоставлений КВР и КОСГУ – в ней актуализированы новые увязки и изменены некоторые уже имеющиеся.

Учет в учреждениях и государственных органах регулируется Порядком, утв. приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2022, согласно которому доходы и расходы распределяются по определенным статьям, поименованным в классификаторе КОСГУ (Классификация операций сектора госуправления). Наряду с этим документом к применению в учете обязателен перечень кодов видов расходов (КВР), сформированный из групп, подгрупп и элементов затрат. Полный список КВР приведен в приказе Минфина РФ № 85н от 06.06.2022.

  • КВР 246 – для отражения закупа товаров и услуг, предназначенных для создания, развития, эксплуатации и вывода из нее государственных информсистем. Ранее эти затраты отражались на подстатье 242 КОСГУ;
  • КВР 247 – для фиксации затрат по передаче и закупу энергоресурсов, а также кредиторской задолженности за ресурсы или их транспортировку;
  • Группа кодов 614, 624, 635 и 816, отражающих выделенные субсидии для обеспечения исполнения госзадания на оказание госуслуг в соцсфере. Субсидии предназначены для оплаты соглашений на оказание этих услуг, заключенных по результатам проведенных конкурсов, а также для оплаты договоров о финансовом обеспечении затрат по социальному сертификату на получение госуслуги в социальной сфере.
Рекомендуем прочесть:  Как приобрести гараж с гск после его ареста и реализации судебными приставами

Стоимость санаторно-курортной путевки, приобретенной работодателем для своих работников и (или) членов из семей относится к доходам, не подлежащим налогообложению (п. 9 ст. 219 НК РФ). Но при одном условии: санаторно-курортная и оздоровительная организация, куда поедет «оздоравливаться» работник и его семья, должна располагаться на территории России. Причем такими организациями могут выступать не только санатории и профилактории, но и базы отдыха, пансионаты, а также оздоровительные или спортивные детские лагеря.

Имейте ввиду, что стоимость туристической путевки никто компаниям компенсировать не будет. То есть бремя расходов работодатель, решивший оплатить путевку, берет только на себя. А вот с санаторно-курортными путевками такая возможность, хотя далеко не всем, но предоставляется. Кому именно?

Что касается путевок, приобретаемых для членов семьи сотрудников, то в отношении них ситуация благоприятнее. Поскольку с членами семьи работников у организации отсутствуют трудовые отношения, то стоимость путевок не должна облагаться страховыми взносами (письма Минфина России № 03-04-05/84723 от 19.12.2022г., № 03-04-06/48824 от 01.08.2022г., Минтруда России № 03-15-06/24316 от 12.04.2022г.).

Сразу же возникает вопрос: можно ли учесть произведенные расходы при налогообложении прибыли? Нет, нельзя. Дело в том, что в перечне расходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, приведены расходы на оплату путевок на лечение или отдых, произведенные в пользу работников (п. 29 ст. 270 НК РФ). И даже наличие в трудовом или коллективном договоре условия о предоставлении работникам возможности «отдохнуть за счет работодателя» ситуацию не изменит.

Любая компания, если пожелает, вправе взять на себя расходы по организации отдыха сотрудников: приобрести путевку или компенсировать стоимость купленной самостоятельно путевки. Это может быть как разовая акция (конкретному сотруднику по какой-то определенной причине, например, в связи с пошатнувшимся здоровьем), так и оплата путевок на регулярной основе (всем или определенным категориям работников). В последнем случае порядок и условия выдачи путевок или компенсация их стоимости следует прописать в трудовом или коллективном договоре (ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 57 Трудового кодекса РФ). При этом от работников необходимо получать соответствующие заявления.

  • работником и (или) членом семьи работника;
  • бывшим работником, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости;
  • инвалидом, не являющимся никогда его работником;
  • ребенком в возрасте до 18 лет или студентом в возрасте до 24 лет (положение действует с 2022 года);

С 2022 года компенсация санаторно-курортных и оздоровительных путевок освобождена от НДФЛ , даже если она учтена в расходах по налогу на прибыль (новый пункт 9 статьи 217 НК РФ). Кроме этого, теперь не нужно платить налог с оплаты путевок для детей до 18 лет и студентов в возрасте до 24 лет. Подробнее об условиях освобождения от НДФЛ специалисты ФНС сообщили в разделе «Часто задаваемые вопросы».

  • средств организации или ИП (в одноразовом порядке — то есть одному человеку один раз в календарном году);
  • бюджетных средств;
  • средств религиозной организации, а также иной некоммерческой организации, одной из целей деятельности которых является социальная поддержка (защита) граждан;
  • средств от деятельности, в отношении которой организация или ИП применяют специальные налоговые режимы.

Расходы по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, а также расходы по оплате стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан, подлежат отражению по виду расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения», увязанному в целях бухгалтерского (бюджетного) учета с подстатьей подстатье 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ.

пособия и компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы;

— 226 «Прочие работы, услуги» в части расходов по выплате вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также по выплате денежного вознаграждения за осуществление ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в приемных семьях;

— 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» в части расходов на выплату органами государственной власти (органами местного самоуправления) физическим лицам, в том числе работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами;

— 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» в части осуществления расходов на приобретение товаров, работ и услуг гражданам, в том числе компенсация (возмещение) указанных расходов, в целях реализации мер социальной поддержки вне рамок систем государственного обязательного пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования, в частности по:

Выданная на работе путевка с точки зрения налогообложения, как и заработная плата, признается доходом работника. Разница только в том, что доход этот – не в денежной, а в натуральной форме. Отсюда следует необходимость уплаты НДФЛ и отчисления страховых взносов с этих сумм. Следует учитывать предусмотренные законом льготы и послабления.

Для выдачи сотрудникам приходится заказывать печать бланков санаторно-курортных путевок или изготавливать их своими силами. Формально они являются бланками строгой отчетности. Их можно внести в состав общехозяйственных расходов предварительно либо сразу в затраты на обслуживание производств и хозяйств по факту оплаты. Пример проводки:

  1. Условие места: сотрудник должен направляться на отдых и/или лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение на территории РФ, признанное таковым в его учредительной документации. То есть санаторий должен иметь специальную лицензию, согласно письму Минфина РФ от 21 февраля 2012 г. №03-04-06/6-40.
  2. Условие источника финансирования. Не удерживается НДФЛ, если организация предоставляет сотруднику путевку или льготу по ее приобретению за счет:
    • своей прибыли;
    • средств из бюджета;
    • денег, полученных от деятельности, облагаемой специальными налоговыми режимами;
    • членских взносов профсоюзной организации.
  3. Условие ограничения лиц. Получить льготную путевку, не оплачивая НДФЛ, могут не все граждане, а только те, в отношении которых это предусмотрено законом:
    • сотрудники предприятия;
    • их близкие (супруги, дети) – если это предусмотрено во внутренних нормативных актах;
    • инвалидов, даже если они уже не связаны трудовыми отношениями с данной организацией;
    • детей до 16 лет без связи с родительским трудоустройством (например, могут получить такие путевки дети бывших сотрудников, сироты подшефного детдома и т.п.).
  • в санаториях и оздоровительных лагерях по всей территории России, отдыхать в которых можно детям от 4 до 14 лет круглый год в течение 21-24 дней;
  • в стационарных учреждениях за городом в каникулярный период на срок не меньше недели и не свыше 24 дней для детей от 4 до 15 лет.

Заботливый работодатель может предусмотреть для своего персонала возможность бесплатного оздоровления во время отпуска, полностью или частично оплатив санаторно-курортное лечение. Иногда это доступно и для членов семей сотрудников. В каких случаях можно рассчитывать на бесплатную путевку, как это правильно оформить документально и отразить в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в нашей статье.

Учет и налогообложение санаторно-курортных путевок

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Рекомендуем прочесть:  Размер стипендии для студентов в 2022 году в москве

Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н), путевки на санаторно-курортное лечение учитываются на счете 0 201 05 000 «Денежные документы». Оплаченную путевку учреждение должно хранить в кассе (п. 107 Инструкции № 148н).

Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития России, изложенным в письмах от 11.03.2010 № 526-19, от 12.03.2010 № 559-19, начислять страховые взносы необходимо на все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений, в том числе предусмотренные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

Для использования этой суммы на оплату путевок учреждение должно получить разрешение от ФСС РФ. Порядок получения такого разрешения установлен приказом Минздравсоцразвития России от 05.02. 2010 № 64н. Заявление и перечень необходимых документов, утвержденных данным приказом, представляют в региональное отделение ФСС РФ до 1 августа текущего календарного года. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

Путевки таким сотрудникам оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Учреждение оплачивает путевки, а затем уменьшает на их стоимость сумму взносов, подлежащую уплате в ФСС РФ. Использовать можно только до 20% суммы взносов за прошедший календарный год, уменьшенных на расходы, связанные с социальным страхованием, и только в пределах согласованного с ФСС РФ лимита.

Расходы учреждения за счет средств ФСС России

Для получения финансирования учреждению необходимо до 1 августа 2022 года обратиться с Заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в местное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Форма заявления утверждена в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтруда России от 2 сентября 2014 г. № 598н (далее — Административный регламент № 598н).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65), поступление средств, которые получены от ФСС РФ в качестве возмещения расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, следует отражать по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Полный перечень мероприятий и условия, при которых они могут быть оплачены за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, приведен в пункте Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее — Правила № 580н).

Фонд социального страхования РФ предоставляет возможность возмещать расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма за счет сумм страховых взносов. Таким правом учреждения могут воспользоваться, подав необходимые документы в ФСС до 1 августа 2022 года. Рассмотрим порядок компенсации и отражение операций в бухгалтерском учете.

Если эта сумма не превышает 10 млн рублей, территориальное отделение фонда принимает такое решение самостоятельно в течение 10 рабочих дней с момента подачи всех документов. Если сумма страховых взносов больше 10 млн рублей, территориальное отделение фонда предварительно согласовывает свое решение с ФСС РФ. В этом случае общий срок принятия решения (с учетом времени на согласование) не должен превышать 18 рабочих дней с момента подачи документов.

Учет и налогообложение санаторно-курортных путевок

Путевки таким сотрудникам оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Учреждение оплачивает путевки, а затем уменьшает на их стоимость сумму взносов, подлежащую уплате в ФСС РФ. Использовать можно только до 20% суммы взносов за прошедший календарный год, уменьшенных на расходы, связанные с социальным страхованием, и только в пределах согласованного с ФСС РФ лимита.

Денежные компенсации вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащим, выплачиваемые при убытии в основной отпуск, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке. Соответствующие разъяснения даны в письмах Минфина России от 28.04.2010 № 03-04-05/1-227, от 27.01.2009 № 03-04-08-01/9, письме ФНС России от 28.07.2008 № 3-5-03/314@.

Приходные и расходные кассовые ордера с записью “Фондовый” фиксируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций по денежным средствам (п. 108 Инструкции № 148н). Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в Карточке учета средств и расчетов. Учет операций с денежными документами ведут в Журнале по прочим операциям.

С 2010 г. за счет средств обязательного социального страхования учреждение может покупать путевки на санаторно-курортное лечение только сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. 7 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.11. 2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»).

Если ваше учреждение собирается приобретать путевки на санаторно-курортное лечение для своих сотрудников за счет собственных средств, то это лучше отразить ее локальных нормативных актах, а также предусмотреть сметой доходов и расходов. Процесс выдачи путевок должен быть детально регламентирован. В локальных актах может быть закреплено:

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

С учетом этих изменений Минфин России дал разъяснения о применении КВР и КОСГУ при осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки (Письмо Минфина России от 16 октября 2022 г. № 02-08-10/91015). Один из блоков этих разъяснений — операции по приобретению товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, отражаемые по КВР 323. Напомним, что Таблицей соответствия КВР и КОСГУ на 2022 года предусмотрены увязки КВР 323 с КОСГУ 226, 261, 263, 265. Какие расходы следует отражать по этим кодам, рассмотрим в таблице:

безработным гражданам, женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятым гражданам, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, при направлении органами службы занятости

  1. Не позднее 1 октября напишите заявление об отказе от санаторно-курортного лечения в территориальный орган ПФР по месту проживания. Если вы обратитесь в другое отделение, ваше заявление обязаны принять без привязки к местонахождению выплатного дела. Еще есть возможность обратиться в МФЦ, отправить документ по почте или заполнить его на портале госуслуг.
  2. Получите уведомление о приеме заявления, содержащее дату приема и регистрационный номер.
  3. Подождите до 1 января года, следующего за годом подачи заявления. С этой даты компенсация за путевку пенсионеру или ребенку (его родителям) начнет поступать вместе с другими выплатами.
  4. Ежегодно подавать заявление не надо: вы будете получать от ПФР деньги до конца года, в котором вы попросите возобновить предоставление набора соцуслуг, либо до момента утраты права на ежемесячные выплаты.

Большинство россиян, тем более старшего поколения, не знают, ни кому положена компенсация за санаторно-курортное лечение, ни у кого об этом спросить. Власти обещают к концу 2022 года открыть гражданам доступ к Единой государственной информационной системе социального обеспечения, где появится такая информация. Но в полной мере — с использованием портала госуслуг и специально выделенного телефонного номера — сведения из нее откроют только к 2022 году. Пока же есть один вариант — уточнить, положена ли компенсация пенсионерам за неиспользование санаторно-курортного лечения, на личном приеме в ПФР или органах социального обслуживания.

Если вы не хотите или не можете воспользоваться бесплатной путевкой, то вам положена компенсация за санаторно-курортное лечение и дополнительно компенсация за проезд. Существует строгий регламент, как отказаться от набора социальных услуг и получить денежную компенсацию:

  • участникам или инвалидам войны, членам их семей (после смерти ветерана);
  • ветеранам боевых действий;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • инвалидам 1, 2 и 3 групп, в том числе не достигшим совершеннолетия;
  • ликвидаторам аварии на ЧАЭС и других атомных объектах;
  • героям СССР и РФ, героям труда, кавалерам ордена Славы (Трудовой Славы).
  • обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием (только для детей-инвалидов);
  • санаторно-курортное лечение — при наличии медицинских показаний;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.